Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

ТНК выиграла дело ЮКОСа

, ,
ТНК-BP выиграла судебную тяжбу с налоговиками — во вторник Московский арбитраж отменил решение ФНС о доначислении налогового долга компании за 2001 год в размере 4 млрд рублей. ТНК-ВР власти простили минимизацию налогов посредством трансфертного ценообразования — то, что не простили ЮКОСу.

Во вторник арбитражный суд Москвы признал незаконным решение Межрегиональной инспекции ФНС № 1 от 7 декабря 2004 года о доначислении ОАО «Тюменская нефтяная компания» налоговой задолженности за 2001 год в размере около 4 млрд рублей.

В компании не спешат радоваться решению суда, считая, что тяжба с налоговиками еще не закончена.

«Комментировать решение мы не будем, к тому же оно, скорее всего, не окончательное — налоговые органы подадут апелляцию», — сказал «Газете.Ru» пресс-секретарь ТНК-ВР Владимир Бобылев. В то же время представитель ФНС, пожелавший сохранить анонимность, заявил после заседания, что «суд признал незаконным решение инспекции на 99%».

Отраслевые эксперты ожидали снижения налоговых претензий к компании. «Ранее Вексельберг заявлял, что налоговый вопрос удалось урегулировать, — говорит аналитик банка «Зенит» Евгений Суворов. — Практически все компании, которым предъявлялись налоговые претензии, сумели договориться с государством, что привело к снижению требований со стороны налоговиков. В качестве примера можно привести РАО ЕЭС, «Вымпелком» и «Мосэнерго». Единственным исключением стал ЮКОС».

Внесудебные договоренности крупных корпораций с властью стали привычными для участников рынка. Об этом свидетельствует крайне незначительный рост акций ТНК-ВР после того, как суд вынес решение в пользу компании — на 0,8% до $7,25 за акцию.

По итогам 2001 года налоговики предъявили к компании два иска — на 18 и 4 млрд рублей, рассказал «Газете. Ru» Владимир Бобылев. Претензии к ТНК со стороны налоговиков неоригинальны – ФНС обвинила компанию в использовании схем трансфертного ценообразования. Это схема, которой пользовались практически все крупные компании в те годы – кто-то в большей, кто-то в меньшей степени.

«Претензии, которые предъявляются налогоплательщикам по схемам трансфертного ценообразования, в большинстве случаев – до 90% дел – налоговики не могут выиграть в суде, — отмечает директор юридического департамента компании «Русфининвест Аудит» Дмитрий Костальгин. — Дело ЮКОСа, конечно, исключение. Если обвинение предъявляется по статье трансфертное образование, налоговикам нужно доказать не только сам факт продажи продукции по заниженным ценам аффилированным предприятиям, но и обосновать, почему они доначислили именно ту сумму, которую они доначислили. Сложно сказать, на какой юридической платформе строила свою защиту ТНК – в открытом доступе этой информации нет, к тому же компания никогда не привлекает юристов со стороны, а использует в судебных разбирательствах свои собственные кадры».

Общая сумма по обоим искам составляла порядка 22 млрд рублей. Юристы ТНК-BP представили в налоговую службу возражения. И в августе ФНС снизила сумму претензий по первому иску до 6,98 млрд рублей. Снижение налоговых претензий было связано с корректировкой по итогам рассмотрения возражений компании. К настоящему времени ТНК-BP погасила все претензии по первому иску налоговиков, полученному в апреле 2005 года.

Теперь суд признал незаконным второй иск ФНС на 4 млрд рублей. По словам Бобылева, больше претензий к ТНК-BP не предъявляли.

Аналитики и юристы сходятся во мнении, что «дело ЮКОСа», потрясшее российскую экономику, — это исключительный случай, который во многом объясняется внеэкономическими причинами.

До тех пор пока владельцы корпораций не дадут властям повода заподозрить их в отсутсвии лояльности, крупный бизнес будет находиться в относительной безопасности.

«Все крупные налоговые претензии закончились на ЮКОСе, — уверена эксперт ФК «Уралсиб» Анна Юдина. — Сегодня на рынке есть понимание, что налоговые претензии к крупным компаниям, таким как ТНК-ВР или «ЛУКойл», носят «рабочий характер». Политическую составляющую в таких делах исключать нельзя. С этой точки зрения признание в суде правоты за ТНК означает, что у государства сегодня нет существенных внеэкономических претензий к компании».

По мнению аналитика группы компаний AVK Михаила Бакулева, юридические аргументы представители ТНК могли подкрепить административным лобби. «Административный ресурс у них один — Виктор Вексельберг. Дело в том, что по условиям договора с BP все налоговые претензии, предъявленные к компании за период до объединения, то есть до 2003 года, должны оплачивать акционеры ТНК. Вероятно, Виктору Вексельберу не захотелось терять 4 млрд и он приложил усилия к тому, чтобы этого не делать», — отмечает эксперт.

Новости и материалы
В Венгрию возобновились поставки нефти по «Дружбе»
В ИК-19, где происходил захват заложников, сменилось руководство
Напавший на бывшую возлюбленную в Сочи выколол ей глаз ключом от машины
Министр транспорта России рассказал об итогах пассажиропотока авиакомпаний в 2024 году
Стали известны молодежные столицы России 2025 года
Опубликованы кадры спасения пилотов и пассажира с пропавшего на Камчатке Ан-2
Экс-боец UFC: реванш Фьюри и Усика был чисто для заработка
Премьер Италии назвала слухами сообщения о требованиях увеличить оборонные расходы в НАТО
Только на наушниках Apple зарабатывает больше, чем Nintendo, OpenAI и другие IT-гиганты
Минобороны показало видео уничтожения бронированной машины ВСУ
Хоккеист Ковальчук рассказал, что Овечкин скоро вернется на лед
Михаил Боярский назвал себя злобным, сварливым старикашкой
Трое человек получили ранения при обстреле Херсонской области
Журналисты разоблачили схему Spotify по обману неизвестных музыкантов
На Украине рекордное число людей пересекло границу
Депутат Верховной рады сравнила украинскую пехоту с рабством
В Новосибирской области произошел пожар в производственном здании
Путин рассказал о планах России по развитию инфраструктуры
Все новости