Не успел генеральный директор Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО), участвующего в строительстве Ил-96-300, Вячеслав Саликов уйти в отставку, как Министерство транспорта России разрешило полеты лайнера. Уход с должности Саликова связан именно со скандалом вокруг одного из самых новых самолетов российского авиапрома. Как заявил сам бывший глава ВАСО, он сложил с себя полномочия руководителя, «чтобы спасти завод».
«Приказ о разрешении полетов Ил-96-300 в связи с разработкой и реализацией мер по обеспечению безопасности полетов и надежности комплектующих изделий самолетов подписан в понедельник руководителем Ространснадзора Александром Нерадько», — заявили в пресс-службе Минтранса «Газете.Ru».
Запрет был введен 22 августа, почти сразу после авиасалона «МАКС», «до устранения технических недостатков». Эти недостатки связаны со сбоями в работе агрегата УГ-151-7 в системе торможения колес, которые могли привести к самопроизвольному затормаживанию или растормаживанию шасси самолета. А это могло вызвать выбрасывание воздушного судна со взлетно-посадочной полосы или увеличение посадочной дистанции.
Поскольку от запрета страдали несколько крупных российских авиакомпаний (больше всего «Аэрофлот», у которого 40% дальнемагистральных полетов выполняли шесть Ил-96-300), в том числе и «Россия», обслуживающая президентский борт Ил-96-300 ПУ, то чиновники много раз заявляли, что заинтересованы, чтобы неполадки были устранены как можно быстрее.
Изначально был назван срок до 10 сентября. Потом чиновники говорили о конце сентября — руководитель агентства по промышленности Борис Алешин называл 30 сентября как дату возобновления полетов. В конце сентября заместитель гендиректора авиакомплекса «Ильюшин» Владимир Беляков даже сообщил, что Ростехнадзор разрешил эксплуатацию Ил-96-300, но желаемое было выдано за действительное. В итоге разрешение было получено только в понедельник 3 октября.
До последнего времени считалось, что запрет исходил непосредственно от ведомства Александра Нерадько. Но, как заявил управделами президента Владимир Кожин, инициаторами запрета были другие люди: «Инициаторами остановки полетов Ил-96 были мы. Естественно, наши предложения были в законном порядке подтверждены решениями Росавианадзора и Международного авиационного комитета», — рассказал общественности Владимир Кожин через «Российскую газету».
В начале августа Владимир Путин находился с официальным визитом в Финляндии. Тогда и произошел сбой, приведший к запрету полетов: президент России не смог вылететь из аэропорта города Турку на Ил-96-300 и был вынужден пересесть на запасной самолет.
Но запрет в своих целях смогли использовать и авиакомпании.
Несмотря на многомиллионные убытки (KrasAir посчитал, что за первые две недели приостановки полетов компания потеряла 50 млн рублей, в «Аэрофлоте» оценивали убытки в $30 млн в случае, если запрет продлится до конца года), запрет на эксплуатацию Ил-96-300 стал еще одним аргументом в пользу снижения пошлин на покупку зарубежной авиатехники.
«Хотя это фактор и не решающий, но и он способен стать одним из козырей в руках тех, кто ратует за покупку иностранных самолетов, — считает аналитик ИК «Проспект» Олег Сальманов. – Но неизвестно, насколько запрет оказался действительно эффективным – скажем, недавно собрание акционеров, несмотря ни на что, одобрило покупку шести Ил-96-300».
А генеральный директор компании «Инфомост» Борис Рыбак считает, что запрет был плох для всех – от авиакомпаний до правительства. «Наверное, можно было обойтись без прямого запрета. Но как еще поступить, если от авиапромышленности ничего не могут добиться другими средствами. Авиакомпании не раз жаловались на самолеты. Например, если выходит из строя радиостанция, то ее чинят по три месяца. Или ситуация с радиомаяками – больше года назад Нерадько приказал всем авиакомпаниям установить радиомаяки на самолетах за свой счет. Казалось бы, промышленники должны были обрадоваться такому заказу, но на многих бортах их нет до сих пор. Отношение промышленников к авиакомпаниям самое наплевательское».
В авиакомпаниях, владеющих Ил-96-300, об отмене запрета уже известно. «Мы получили телеграмму от Министерства транспорта, — заявила «Газете.Ru» пресс-секретарь «Аэрофлота» Ирина Даненнберг. — Сегодняшний ночной рейс на Петропавловск-Камчатский будет уже на Ил-96-300».