Futureshorts – удачное изобретение европейских кинодилеров, решивших вывести в люди «параллельное» мейнстриму короткометражное кино. Futureshorts называется фестивалем, но на самом деле это целая прокатная сеть со штаб-квартирой в Лондоне, в чью агентуру входят клубы и артхаусные кинотеатры по всей Европе. Плюс это агентство по поиску тайных киногениев, чьими услугами пользуется Боб Вайнштейн из «Мирамакса».
Программы Futureshorts составляются местными кураторами из «общей базы», формируемой специальными отборщиками, но могут включать и продукты туземной самодеятельности, как это было, например, на первом российском Futureshorts, прошедшем в апреле.
Отечественных короткометражек на втором Futureshorts не будет, но испытать удачу и попасть в «базу» (а может, и подписать контракт с Вайнштейном) очень просто, достаточно выслать свой шедевр экспертной комиссии.
Программа нынешнего российского Futureshorts включает 11 фильмов. Помимо малоизвестных в нее вошла обойма фестивальных победителей, как, например, «Быстрое кино» австрийца, отхватившее Золотую пальмовую ветвь в 2003 году за лучший короткометражный фильм. Ремикс из обрезков старого кино – жанр известный и хорошо обкатанный, но способа, каким нарезал (в буквальном смысле) классику этот австриец, вы еще не видели. «Один маленький прыжок» Э. Боаса и Дж. Уокера, чей главный герой прыгнул на Луну весьма своеобразным способом, – прошлогодний победитель фестиваля Raindance. Из других победителей отметим лучшую швейцарскую короткометражку «Шьен» — о странной дуэли девушки и вороны (впрочем, без участия сыра и швейцарских ножиков).
Диапазон жанров и техник фильмов Futureshorts простирается от очень неумелого, но очень смешного домашнего видео («С днем рождения» испанца Х. Сандови, подтверждающего, кстати, предельно демократический настрой лондонских экспертов, до эзотеричных видеоклипов («Лето замолит ли наши грехи?» — рафинированный британский «психодел» на музыку странной исландской группы Mum), видеоарта («Сентиментальная поездка» — изощренная видеорефлексия на тему гламурного джей-попа от японца Наги Надо).
Есть и вполне традиционное «малое кино» (трогательная зарисовочка о дружбе мальчика и трупа «До свидания, жестокий мир» с элементами некрофилии, киберпанка и тонкого английского юмора).
Но попадается и нечто, что не влезает ни в какие жанровые рамки, как, например, пронзительный финский микрошедевр «Из одной комнаты в другую» Риско-Пекка Блома или «Битва при Болеро» Патриса Леконта. Похоже, кураторы Futureshorts, несмотря на футуристический запал, решили прибрать к рукам и короткометражную классику: «Битва» сделана в 1992 году, но для того чтобы она попала в программу, есть конкретный повод – это hommage французскому актеру Жаку Вильре, которого все синефилы прекрасно помнят по главной роли в фильме «Тренируй правую» Годара, а мейнстримовые зрители – по роли Калифа в недавнем «Изноугуд». В апреле этого года культовый во Франции актер, которому очень редко доставались главные роли, покинул этот мир. «Битва при Болеро», фильм одного плана и одного героя – скромного барабанщика большого оркестра, чью маленькую партию нельзя назвать соло, но без чьей барабанной дроби и оркестровый равелевский опус представить невозможно. Такова была и актерская партия Жака Вильре в партитуре французского кино.
И на закуску – 3D-анимация из Венгрии «Maestro», настоящий еврохит года, уморительной этюд о кибернетической оперной гримерке, пересказывать который так же бесмыссленно, как и аплодировать бабушкиным ходикам. Возможно, впрочем, что вам его уже пересказали: «Maestro» так хорош, что его крутят на всех фестивалях подряд.
Программа фестиваля Futureshorts будет демонстрироваться в кинотеатре «35 мм» по 2 октября. Расписание в других городах можно узнать на сайте фестиваля.