Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Пилот Су-27 недобрал 25 градусов

«Газете.Ru» стали известны подробности перелета Су-27, пилотируемого Валерием Трояновым и рухнувшего в Литве. Специалисты наземных служб рассказали, как истребитель, подошедший к поворотному пункту в 30 километрах от пункта назначения, «промахнулся» и взял неправильный курс.

Инцидент с российским самолетом Су-27, нарушившим воздушное пространство Литвы и упавшим на территории республики, в очередной раз продемонстрировал проблемы в организации воздушного движения в России. Так считают специалисты, ответственные за российское небо, поделенное между гражданскими и военными диспетчерами.

Один из них рассказал «Газете.Ru», как 15 сентября проходил полет группы военных самолетов, в состав которой входил и Су-27 Валерия Троянова.

По словам специалиста Единой системы Организации воздушного движения (ЕС ОрВД), сам перелет был запланирован по маршруту «Сиверская (Ленинградская область) – Черняховск (Калининградская область)».

Для того чтобы объединиться со своими коллегами в Сиверской, из Лодейного Поля вылетели два самолета Су-27. Военный сектор Санкт-Петербургского регионального центра ЕС ОрВД передал своим гражданским коллегам предупреждение о том, что этот полет пройдет по маршруту Лодейное Поле – Горка – затем петля на восток (Бокситогорск) – далее выход на Кириши – а затем на Сиверскую. В этой точке они должны были пойти на снижение.

Однако оба Су-27 пошли на снижение раньше – еще над Киришами, «пересекая при этом воздушные коридоры, отведенные для полетов гражданских воздушных судов». Гражданские диспетчеры вынуждены были немедленно реагировать на этот маневр военных: они приняли экстренные меры к обеспечению безопасности полетов.

В Сиверской истребители объединилась с бомбардировщиками Су-24 и самолетом дальнего радиолокационного обнаружения и наведения А-50. Военные диспетчеры заранее передали в гражданский сектор информацию о том, что над Сиверской группа будет набирать высоты 7200, 7500 и 7800 метров, а А-50 пойдет на высоту 9100 метров.

Далее самолеты ВВС России должны были идти по маршруту Сиверская – Волосово – мыс Кандикуля – остров Гогланд – Ледун – нейтральные воды – Черняховск (под Калининградом). Эту информацию гражданские из Санкт-Петербургского регионального центра ЕС ОрВД передали своим коллегам по юго-западному и западному направлению и Подходу Пулково (диспетчерскому пункту, управляющему движением в зоне ожидания аэропорта). Но над Сиверской пошел набирать свою высоту только самолет А-50.

Оказалось, что за три минуты до этого руководитель группы, командующий 6-й воздушной армии Владимир Свиридов, передумал. Он решил, что группа будет набирать высоту не над Сиверской, а прямо по маршруту полета.

В результате самолеты шли на свои высоты, вновь пересекая воздушные коридоры, отведенные для полетов гражданских воздушных судов, утверждают гражданские специалисты. «Самое плохое, что при этом только от некоторых из них шла информация по вторичному радиолокатору о текущей фактической высоте», — заметил собеседник «Газеты.Ru». Гражданские диспетчеры регионального центра и диспетчеры Подхода Пулково опять были вынуждены принять экстренные меры – уводить гражданские самолеты из этой зоны.

Из зоны ответственности Санкт-Петербургского центра авиагруппа вышла по утвержденному маршруту. По данным военных диспетчеров, полет проходил по плану до поворотного пункта, который расположен примерно в 30 км от Черняховска. «Здесь группа должна была взять курс примерно 195 градусов, что все и сделали, — пояснил источник «Газеты.Ru». – Все, кроме одного отставшего от группы Су-27. Он взял курс примерно 170 градусов. Это как раз и был истребитель, который, потерявшись, был вынужден упасть в Литве».

Истребитель примерно 20 минут кружил над территорией Литвы, вырабатывая топливо, после чего летчик катапультировался, направив машину на сельхоз угодья. Сейчас литовские эксперты выясняют, почему самолет вошел в воздушное пространство страны. Пока комиссия склоняется к мнению, что причиной этого происшествия стал выход из строя навигационной системы истребителя. На этом же настаивает российская сторона. Бортовой самописец самолета расшифрован с помощью украинских специалистов, но его данные пока не разглашаются.

Такие промахи случаются с военными летчиками с завидной периодичностью, отметил специалист ЕС ОрВД. Свои претензии на этот счет уже неоднократно, по его словам, высказывала России, например, Финляндия.

«Дело в том, что нейтральных зон (как, к примеру, нейтральных вод) в организации воздушного движения в принципе не существует, — рассказал собеседник «Газеты.Ru». – Есть неконтролируемое пространство: зоны в Сибири, например, Заполярье… А над нейтральными водами соседние страны все равно делят воздушное пространство на зоны ответственности. Так, наша граница ОрВД местами глубоко уходит в Финляндию, а где-то – наоборот. Российский диспетчер ведет самолет до рубежа, где он передает его финскому диспетчеру. Это регулируется документами IKAO (Международной организации гражданской авиации)». Но в случае с полетами военных самолетов в Калининградскую область военные считают, что летят над нейтральной зоной, поэтому никому ничего не должны. «То дадут план полета, то не дадут… Получается, что военный самолет летит поперек всяких эшелонов и никто об этом не предупрежден, — отметил эксперт. – А ведь из Эстонии в Финляндию – масса трасс, в Швецию – масса трасс, Литва завязана… Рано или поздно подобный инцидент должен был произойти, и слава богу, что хоть не было человеческих жертв».

Поэтому происшествие с истребителем Су-27, который нарушил воздушное пространство Литвы и рухнул на территории республики, стало закономерным событием в полетах ВВС России в Калининградскую область, считают эксперты в организации воздушного движения. По их словам, военные самолеты постоянно нарушают границы зон воздушного движения стран Балтийского региона и серьезно угрожают безопасности полетов гражданских самолетов. Военные летают так, как считают нужным, не только внутри страны, но и за пределами ее воздушного пространства, утверждают источники «Газеты.Ru».

В Минобороны России отказались прокомментировать полученную «Газетой.Ru» информацию, пояснив, что, пока идет следствие, говорить что-то на этот счет нельзя. «Материалы по пролету самолета арестованы, и все, что говорят любые источники, – полная ерунда», — заявили корреспонденту «Газеты.Ru».

В то же время собеседник «Газеты.Ru» в военном ведомстве на условиях анонимности сообщил, что «военные всегда представляет гражданским условия пролета военных самолетов, занятия ими зон, условия, в которых они находятся в процессе выполнения нашего задания». «В случае с Су-27 Троявнова за рамки этого задания вышел только один самолет», — отметил он. Кроме того, собеседник «Газеты.Ru» посоветовал гражданским обратить внимание на самих себя: «У них – тысячи нарушений, так что взаимные претензии здесь ни к чему».

Стоит отметить, что как раз сейчас в России начинается процесс реформирования Единой системы ОрВД.

В начале сентября Владимир Путин подписал указ о создании Федеральной аэронавигационной службы (ФАНС), которая объединит в своем составе гражданских и военных диспетчеров. Причем это поможет не только справиться с проблемой раздвоения организации воздушного движения, но выведет ОрВД из-под контроля и Минобороны, и Минтранса. Сравнительную независимость ФАНС обеспечит ее подчинение напрямую правительству.

И гражданские, и военные возлагают большие надежды на эти перемены. Но и те, и другие в этой ситуации переживают о том, кто займет главенствующую позицию в созданной организации, а значит, будет определять политику в ОрВД. Пока все говорит в пользу того, что российское небо останется за выходцами из Минобороны. Поэтому гражданские специалисты беспокоятся, что и ОрВД останется прежним – командно-административным.

Новости и материалы
«Можете забрать все»: Анджелина Джоли сделала редкое заявление о материнстве
Путин обсудил с президентом Сенегала террористическую угрозу на западе Африки
В Госдуме пообещали выдать Овечкину орден
Россиян предупредили об автоматизированной схеме по краже Telegram-аккаунтов
Песков объяснил, почему Россия предупредила США о запуске «Орешника»
НАТО и Украина проведут экстренное заседание, посвященное новой российской ракете
В Минобороны отчитались об уничтожении БПЛА над двумя регионами России
Командир «Азова» назвал риски для ВСУ в Запорожье
Физиолог назвал простой способ улучшить результаты тренировок в зале
Ученые выяснили, как сделать безалкогольное вино и пиво вкуснее
В Кувейте нашли храм загадочной цивилизации
Ученые рассказали, как активировать забытое воспоминание
Ученые выяснили, что болезнь Меньера может угрожать людям, перенесшим ОРВИ
Mercedes-Benz Брежнева выставили на торги в Москве
Ученые выяснили, вейпы с каким запахом особенно опасны
Ученые рассказали, зачем создали бесшумную резку черепа
Церковь в Швейцарии использует голограмму Иисуса Христа с ИИ на исповеди
В России отреагировали на планы бизнесмена из США купить взорванный «Северный поток — 2»
Все новости