Союзники Литвы по Североатлантическому альянсу ответили на просьбу помочь в расшифровке бортового самописца истребителя Су-27, который в прошлый четверг рухнул на территорию республики. Как сообщил в среду вечером в эфире Литовского национального радио министр обороны Гедиминас Киркилас, «мы получили ответы, теперь анализируем, какое из предложений является лучшим для нас».
Этим Литва окончательно показала, что не собирается принимать помощь от российских специалистов. Тем более что, как заявил Киркилас, русские только тормозят ход расследования.
Объясняя свои слова, министр обороны сообщил, что российская сторона не идет на конструктивное сотрудничество. Так, ход расследования с самого начала затягивал летчик-истребитель, офицер российских ВВС, оказавшийся на территории страны НАТО, Валерий Троянов: по словам Киркиласа, он несколько раз менял свои показания. Кроме того, удивление минобороны Литвы вызвал и тот факт, что российские военные не сразу сообщили о вооружении упавшего истребителя (о наличии на его борту четырех ракет, бортовой пушки и боеприпасов стало известно только после того, как к месту падения истребителя прибыли представители Минобороны России).
Еще больше озадачила литовских специалистов очередная находка на месте происшествия: во вторник здесь нашли металлическую деталь весом около 2 кг, от которой исходило радиоактивное излучение (возможно, это часть авиационного прицела или системы наведения ракет, где в минимальном количестве используется радиоактивные элементы). В связи с этим межведомственной комиссии пришлось приостановить работы по извлечению из земли обломков разбившегося самолета и послать письменный запрос своим российским коллегам, не было ли в разбившемся истребителе ядовитых, радиоактивных или иных вредных веществ.
«К сожалению, мы не получили от российской стороны правильной информации о наличии в упавшем истребителе вредных, радиоактивных веществ, что затруднило расследование», — цитирует Киркиласа агентство «Интерфакс». Кроме того, «Литва также ждет данных из России о показаниях радаров о том, как происходил полет разбившегося истребителя», сказал министр обороны, сообщив, что эта информация позволит ускорить ход дела. «Так что не литовская сторона затрудняет и замедляет расследование», — подчеркнул глава оборонного ведомства.
То есть, пытаясь создать совместную комиссию по расследованию происшествия, Россия только мешает Литве.
Республику же в данном случае устраивают российские военные лишь как сторонние наблюдатели, которые при этом снабжают литовских коллег всей необходимой информацией. Взамен Литва может предложить российскому Минобороны только относительно объективные результаты расследования. Как уже писала «Газета.Ru», информация бортового самописца Су-27, расшифрованная на оборудовании НАТО, не может быть точной, ее погрешность составляет до 30%. А максимально верную расшифровку обеспечивают только специальные коды и графики, которые составляются в той части, к которой приписана машина. И эти секретные документы представить стране НАТО Россия, что очевидно, не может.
В то же время объективность расследования сейчас является одним из самых важных условий в отношениях между двумя странами.
От выводов комиссии зависит будущее обломков самолета и его пилота. Об этом в среду заявил глава литовского парламента Артурас Паулаускас в интервью частному радио Ziniu radijas. «Только от результатов расследования зависит, будут ли возвращены России обломки истребителя, от этого будет зависеть и судьба пилота», — цитирует его агентство «Интерфакс». Прокуратура пока что приостановила работу с Трояновым. Но, как сообщил заместитель генерального прокурора Литвы Гинтарас Ясайтис, к допросам летчика могут вернуться в случае возникновения у следствия новых вопросов как в ходе расшифровки данных «черного ящика», так и при осмотре места катастрофы.
От точности выводов комиссии будет зависеть и престиж Литвы как страны НАТО, о котором беспокоятся в литовском правительстве.
Бывший президент Литвы, смещенный с поста за нарушение присяги и конституции, Роландас Паксас уже посоветовал министру обороны Киркиласу подать в отставку за то, что ПВО и ВВС республики не справились со своей задачей и прозевали российский самолет, нарушивший воздушное пространство Литвы (он оставался незамеченным в литовском небе около 20 минут). А если комиссия выяснит, что истребитель действительно нарушил воздушную границу республики намеренно, обвинения в неспособности организовать нормальную оборону страны станут еще более серьезными. Правда, здесь есть и еще одна важная деталь: при обвинительных выводах литовской комиссии Россия всегда сможет заявить, что расследование было некомпетентным, а его результаты недостоверны.