В минувшие выходные межведомственная комиссия по расследованию катастрофы российского истребителя Су-27 приступила к работам на месте происшествия – около деревни Йотишкю Шакяйского района Литвы. Сюда же прибыла российская группа экспертов из 12 человек. Им удалось осмотреть обломки самолета, после чего руководитель группы, начальник cлужбы безопасности полетов ВВС России генерал Сергей Байнетов сообщил журналистам неизвестную до тех пор подробность.
На борту истребителя Су-27 в момент катастрофы находились 4 ракеты класса «воздух-воздух», заявил он.
Байнетов сообщил, что «во время аварии самолета ракеты где-то упали, их надо искать». В воскресенье две из них нашли. При падении истребителя они зарылись в землю примерно на пятиметровую глубину. Литовские военные извлекли их из земли, затем нейтрализовали и перевели под охрану. Тем временем главком ВВС Литвы генерал-майор Валдас Туткус успокоил жителей близлежащих населенных пунктов, пояснив, что ракеты оснащены предохранителями и окончательно активируются только во время выстрела в цель. Так что те две ракеты с российского истребителя, которые пока не найдены, не должны причинить какого-либо вреда. К тому же они, скорее всего, находятся недалеко от места падения.
«Пока трудно сказать, сколько времени займут раскопки, но международный опыт позволяет прогнозировать, что на это потребуется несколько недель», — цитируют командующего ВВС Литвы местные СМИ. Туткус отметил, что специалистам, входящим в группу по расследованию, придется выполнить огромную работу: обломки истребителя вошли в землю на глубину около пяти-шести метров, а для полноценного расследования происшествия необходимо собрать воедино все части самолета, в том числе довольно мелкие детали.
Правда, предварительную картину развития событий на борту Су-27 специалисты планируют воссоздать уже в ближайшие дни, расшифровав данные бортового самописца самолета.
Как сообщил Туткус, «черный ящик» истребителя найден и опечатан. «Мы анализируем свои возможности прочесть зашифрованные в нем данные», — отметил он. Как уже писала «Газета.Ru», сделать это самостоятельно литовские специалисты не в состоянии, однако межведомственная комиссия по расследованию происшествия настаивает, что расшифровка должна произойти в Литве. По словам руководителя комиссии бригадного генерала Виталиюса Вайшноры, «не исключена возможность, что минобороны Литвы обратится за помощью в третьи страны или организации. Может быть, в НАТО». Российские эксперты, среди которых есть и специалисты по бортовым самописцам, пока не допускаются к активной работе и остаются наблюдателями.
В то время как эксперты занимаются техникой, генпрокуратура Литвы — российским летчиком.
Допросив Валерия Троянова, генпрокуратура изменила его статус. Из свидетелей он стал подозреваемым.
Как сообщил генпрокурор Гинтарас Ясайтис, российского гражданина подозревают в нарушении правил безопасности международных полетов (ст. 279 УК Литвы). Летчику назначен литовский адвокат, с ним постоянно контактируют представители российского посольства, а на днях к нему выезжает жена. Сейчас ей оформляют все необходимые для этого документы.