Мировая финансовая система укрепилась за последние годы и получила задел для адекватного реагирования на возможные кризисы. Об этом в четверг заявил представитель МВФ Герд Хаойльсер.
Если девяностые годы были отмечены серией крупных финансовых потрясений — долговым кризисом в России, обрушением мексиканского песо и валютным кризисом в Азии, то за последние пять лет таких значительных негативных событий не происходило, подчеркивают в МВФ.
«На ближайшую перспективу мы даем позитивную оценку. Гибкость мировой финансовой системы продолжает укрепляться, что делает ее менее уязвимой для кризисов по сравнению с прошлым», — сказал Герд Хаойльсер.
Риски, конечно, остались, признают в МВФ. Прежде всего, это пристрастие частных инвесторов к активам в американской валюте. В условиях, когда процентные ставки в США растут, это позволяет финансировать крупный дефицит текущего счета США, который превышает 5% ВВП. Фактически Америка живет в долг. Но это кредитование сильно «увеличивает потенциальный риск отскока — резкого перемещения средств из долларовых активов в будущем», считает Хаойльсер.
Что касается урагана «Катрина», который вывел из строя систему энергообеспечения США, то его «негативное влияние на мировой экономический рост и финансовые рынки все еще трудно определить, но ожидается, что оно будет ограниченно», убеждены в МВФ.
Российские экономисты разделяют мнение МВФ о повышении устойчивости мирового финансового рынка. «Мировая финансовая система действительно стала более стабильной. Если раньше кризисы были всеохватными, то теперь кризис в одной стране не приводит к массовому краху», — говорит «Газете.Ru» Сергей Пухов из Центра развития.
Причина таких позитивных изменений заключается в том, что финансовый рынок стал намного более гибким, чем раньше. «Инвесторы диверсифицируют вложения по разным странам. Перевести активы из одной страны стало легче — теперь это можно сделать более оперативно и без особых издержек, — поясняет «Газете.Ru» старший советник по макроэкономике Фонда развития фондового рынка Юрий Данилов. — Кроме того, сегодня страны одного региона готовы помогать другу другу, предоставляя кредиты в случае угрозы краха рынка».
«И, тем не менее, финансовая мировая система все равно не настолько сильна, чтобы противостоять вызовам, которые возникли в нынешних макроэкономических условиях, которые диктуют растущие цены на нефть», — говорит «Газете.Ru» руководитель Центра макроэкономической стратегии Института экономики РАН Владимир Маевский.
По его мнению, ситуация на мировом рынке напоминает «затишье перед бурей»: «Внешне ситуация очень благоприятная и спокойная, но растущие цены на нефть, напряженность на Ближнем Востоке — это то, что может покачнуть эту устойчивость», — говорит экономист.
Несмотря на улучшения, у мировой финансовой системы по-прежнему много недостатков, констатирует Маевский. Один из самых опасных заключается в том, что «система ориентирована на северные страны и не обслуживает юг, а ведь на рынке все более солидное место занимают Китай и Индия».
«Резкий рост цен на нефть может спровоцировать перелив капитала на финансовых рынках в нефтяные активы, причем за счет удешевления высоктехнологичных компаний. А это будет явным предвестником мирового кризиса», — считает Маевский.
Сергей Пухов считает, что опасаться мирового финансового кризиса пока рано. «Пока высокие цены на нефть поддерживают развивающиеся рынки», — поясняет он. Что касается опасности краха со стороны чрезмерного доверия инвесторов к доллару, на которую указывает МВФ, Пухов считает, что обеспокоенность эта преувеличена: «Доллар уже опускается два года, но ведь мы не называем это кризисом». В то же время эксперт признает, что бурный рост цен на нефть может вызвать топливный кризис в отдельных странах.
Это-то и может в итоге стать причиной краха финансового рынка, подчеркивает Юрий Данилов.
«Проблема заключается в том, что, хотя устойчивость системы действительно выросла, воздействие факторов, которые могут вывести ее из равновесия, повысилась в той же, если не в большей степени», — констатирует эксперт.
Если топливный кризис постигнет большое число стран, ресурсов финансового рынка просто не хватит, чтобы «тушить все эти пожары». То есть страны, которые сегодня имеют возможность затыкать дыры на финансовых рынках друг у друга, не справятся с этой задачей. «Запас прочности, который получила нынешняя финансовая система за счет повышения гибкости, ограничен», — говорит Данилов.