В Ульяновской области третий день продолжается голодовка заключенных в колонии №78/3 в городе Димитровограде. Как сообщили во вторник «Газете.Ru» в прокуратуре Ульяновской области, недовольные условиями содержания осужденные начали свою акцию протеста еще в воскресенье, 11 сентября. В первый день от пищи отказались 20 человек, в понедельник к ним присоединились еще 40, а во вторник общее число протестующих достигло 180 человек, сообщили «Газете.Ru» в прокуратуре. Сначала сообщалось, что в акции участвует сидящий здесьполковник Буданов, однако прокуратура этот факт не подтверждает. В то же время руководство управления ФСИН Ульяновской области утверждает, что бунтующих заключенных не более 140.
Заключенные протестуют против насилия со стороны администрации колонии, а также против применения спецсредств.
В ответ на акцию прокуратура области возбудила уголовное дело по ст.286, ч.3 УК РФ (превышение должностных полномочий), чтобы, как говорят прокуроры, следственным путем проверить изложенную заключенными информацию и дать правовую оценку действиям руководства колонии.
Ранее телекомпания НТВ сообщила со ссылкой на правозащитные организации, что около 150 жителей колонии порезали себе вены. Ни в прокуратуре, ни в УФСИН не подтверждают факты массового членовредительства.
И ни в одном из ведомств не отрицают, что сколько-то человек порезали себе руки. По словам старшего помощника прокурора Василия Зимы, раны заключенные наносили себе в область предплечья лезвиями одноразовых бритв. По его данным, только четверо заключенных обратились за медицинской помощью. Остальные демонстративно не обращаются к медикам, даже если нуждаются в перевязке.
Что касается условий, поставленных протестующими, то представители обоих ведомств утверждают, что они невыполнимы. В частности, участники голодовки требуют перевести лиц с нетрадиционной ориентацией (тех, кого на зоне называют «опущенными») в отдельный отряд и кормить их отдельно от остальных, а также разрешить передавать в штрафной изолятор чай и сигареты. Кроме того, протестующие отказываются заниматься уборкой мест общего пользования.
Как утверждают в управлении ФСИН, все требования осужденных незаконны. В этом администрация колонии путем переговоров пытается убедить протестующих. По информации пресс-секретаря УФСИН, с заключенными также работают психологи. Часть заключенных уже из голодовки вышла, ситуация нормализуется, утверждают в управлении федеральной службы исполнения наказаний.
Однако прокуратура опровергает информацию о нормализации обстановки.
«Ситуация далека от улучшения, — говорит Зима. — Одни выходят из голодовки, другие присоединяются». Его слова подтверждают и правозащитники. «Ничего пока не изменилось, и когда это прекратится, мы не знаем», — сказал президент благотворительного общественного Фонда помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, Александр Сулейманов. Следователи прокуратуры пока не нашли подтверждения фактов насильственных действий по отношению к заключенным, но Сулейманов продолжает утверждать, что они были.
В прокуратуре считают, что главная цель протестующих совсем не в удовлетворении их требований.
«Организаторами акции выставлены заведомо невыполнимые требования, — считает Василий Зима. — И видно, что в их интересах не окончание протестов, а наоборот, продолжение акции как можно дольше». По мнению старшего помощника прокурора, организаторы акции желают изменить «окраску» колонии. Известно, что в воровском мире существуют так называемые «красные» и «черные» зоны. В «красных» по большей части исполняются российские законы, в «черных» — воровские. Димитровградская колония №78/3 считается «красной», более того — образцовой.
По версии прокуратуры, изменения «окраски» желают заключенные, переведенные в димитровградскую колонию из других мест лишения свободы. Откуда конкретно, в прокуратуре сообщить отказались. Но в понедельник заместитель директора ФСИН Владимир Семенюк говорил, что «в Ульяновскую колонию были переведены несколько осужденных из Льговской колонии, где ранее более 400 человек нанесли себе повреждения в ходе акции протеста». По мнению Семенюка, воры в законе пытаются изменить ситуацию в свою пользу, требуя установить воровские порядки. В частности, они требуют позволить иметь в колонии «общак». По мнению старшего помощника прокурора области, организаторы акции заинтересованы в том, чтобы через СМИ о ней узнали в других колониях и чтобы аналогичные акции начались и там. И одна из приоритных задач прокуратуры — локализовать ситуацию и не дать ей перекинуться на другие места лишения свободы.
В последнее время по России прокатилась волна подобных тюремных бунтов, когда заключенные пытались привлечь к себе внимание властей и общественности путем самоистязания. Так, в июне этого года в колонии города Льгов Курской области от 300 до 800 заключенных вскрыли себе вены в знак протеста против условий содержания и действий администрации. Еще несколько сотен объявили голодовку. Их примеру последовали заключенные колонии №8 в Омской области. После просмотра телевизионных новостей в которых был показан сюжет о заключенных льговской колонии, омские зеки вскрыли вены в знак протеста против ненадлежащих, по их мнению, условий содержания.
9 сентября акция протеста прошла в московском следственном изоляторе 77/1 «Матросская Тишина».
Около 700 обвиняемых, содержащихся в СИЗО, отказались от завтрака. Вскоре выяснилось, что голодовка была объявлена в знак протеста против избиения сотрудником СИЗО одного из заключенных.
Тогда же эксперт правозащитного движения «За права человека» Евгений Ихлов заявил «Газете.Ru», что в российской системе исправительных учреждений происходит серьезный кризис, и совсем скоро может начаться всероссийский бунт заключенных. По словам Ихлова, это подтверждают как июльские события в Льговской колонии, так и другие акции протеста. «Нынешняя карательная, репрессивная политика службы — избиения, пытки, прессзоны, попытки «ломать» заключенных — привела к тому, что чаша терпения заключенных оказалась переполненной, — считает Ихлов. — Начиная с весны 2004 года в колониях и СИЗО России сложилась революционная ситуация. Заключенные больше не хотят терпеть издевательства.
Сейчас идет цепная реакция, и это будет только нарастать. Власти это не могут не понимать, поэтому начальников колоний начали отстранять от должностей, возбуждаются уголовные дела. На этой неделе во время акции протеста в Капотне уже не привлекали ОМОН, как раньше, а вели переговоры. Но эта чудовищная система все равно не меняется. И, если при помощи немедленного вмешательства прокуратуры и президента она не будет изменена, если не будет дан серьезный знак всем начальникам региональных управлений, начнет полыхать зона за зоной, начнет литься кровь. Это последние предупреждения, что ситуация накалена. Что-то надо срочно делать, иначе будет поздно».