Летний застой закончился, и, несмотря на годовщину теракта 9-11, американцы рванули в кино. По сравнению с прошлым годом прибыль от кинобизнеса выросла на 16%. На вершине бокс-офиса оказался фильм «Изгнание дьявола из Эмили Роуз» — помесь судебной драмы и хоррора. Такой метис — судебный ужастик — идея сама по себе восхитительная, благодатная и перспективная, и непонятно, почему подобных фильмов практически не делали. Во всяком случае, режиссер «Эмили Роуз» Скотт Деррикссон уверяет, что он стал родоначальником жанра судебного хоррора. Он снял судебный фильм в жанре «ужас-ужас» — именно эти слова первыми приходят в голову при слове «суд». Этот прием — примерно из той же теплицы, в которой растут слешеры про дантистов и романтические комедии про проституток.
Есть еще вариант сделать хоррор про ремонт, но тут нужен гений уровня Дарио Ардженто или Александра Сокурова.
Фильм об изгнании дьявола из Эмили Роуз — как бумажка, на одной стороне которой написано «С той стороны правда», на другой — «С той стороны ложь». Сиди и верти, а в это время реальный мир уплывает далеко-далеко. Разумеется, фильм основан на реальных событиях. Люди вокруг Эмили Роуз начали превращаться в демонов, и священник, распознав дьявольские козни, потребовал, чтобы Эмили перестала пить свои таблетки от эпилепсии, ибо дьявола можно выгнать лишь молитвой, не химией. Девушка умерла. Священник предстает перед судом по обвинению в убийстве. Главное, что обсуждается в суде, — вопрос веры: если Эмили Роуз умерла потому, что в ней сидел дьявол, то священник был прав, а мы смотрели хоррор. Если никакого дьявола не существует, а Эмили Роуз умерла от эпилепсии, то священник — убийца, а мы смотрели судебную драму. В любом случае поклонники судебной драмы получат больше, чем фанаты хоррора: почти все время фильма проходит в суде, причем обвинитель — верующий, а адвокат священника — нет. История Эмили Роуз дается флэшбеками, и что до Дженнифер Карпентер, играющей саму Эмили, то ее выдающийся рот может сделать ей карьеру в ужастиках: когда она вопит, ее лицо превращается в такую маску смерти, что не нужны никакие спецэффекты.
А публика шла на «Изгнание дьявола из Эмили Роуз» как на «Изгоняющего дьявола» — кино, где дьявол существует, а его изгоняют. А публике показали кино, где дьявола, может, и вовсе нет, а его пытаются изгнать.
И никто не сказал, что теперь публике делать, когда люди вокруг начинают превращаться в демонов: молиться или принимать таблетки от эпилепсии? Перед выходом фильма был проведен онлайн-опрос, показавший, что 60% ответивших верят в существование дьявола. Дьявол был польщен. В результате мы имеем самый успешный (во всяком случае, в первую неделю проката) фильм об экзорцизме: $30,2 миллиона долларов при бюджете в $19 миллионов, третье место в сентябрьских премьерах (больше заработали только «Час пик» и «Стильная штучка»).
Вторая премьера недели, комедия с Сэмюэлем Л.Джексоном «Главный», не добралась до пятерки, отдыхая со своими $4 миллионами сборов на шестом месте. А на втором месте так и остался «Сорокалетний девственник», вот ведь ничего не делается мужику.
Правильно считается, что воздержание полезно: $7,9 миллиона за неделю, общие сборы $82,3 миллиона.
Бывший фаворит, воплощение смертоносной элегантности Фрэнк Мартин из «Перевозчика-2», рухнул сразу на третье место, заработав за вторую неделю проката всего $7,2 миллиона (общие сборы $30,1 миллиона). Что случилось с Фрэнком Мартином, порождением продюсерского гения Люка Бессона? Или не нравится, как он летает на машине из небоскреба в небоскреб? Или окровавленные рубашки он меняет недостаточно изящно? Или выражение лица у Джейсона Стэтхема слишком окончательное и обжалованию не подлежит? Или зрители слишком измучились, пытаясь найти сюжетную линию?
«Преданный садовник» Фернандо Мейреллиша, политический антиглобалистский триллер про убитую жену, ничего не получил на только что завершившемся Венецианском фестивале и довольно сильно просел в американском бокс-офисе: $4,8 миллиона в этот уик-энд, общий сбор за две недели $19,1 миллиона. А Уэс Крейвен со своим «Ночным рейсом» уже месяц мозолит глаза настоящим любителям ужастиков: пятое место в чарте, $4,6 миллиона за прошедшую неделю, всего $51,3 миллиона. Крейвен медленно, но верно собирает дань с тех, кто боится летать.
И, кстати. Мы давно не рассказывали вам о пингвинах. Не волнуйтесь, с ними все в порядке. Они живы, здоровы и маршируют на десятом месте бокс-офиса с общими сборами около $57 миллионов. Их марш продолжается уже 12 недель. Пока существуют пингвины, бокс-офис не исчерпывается ужастиками, мочиловкой, трахом и антиглобализмом. Пока пингвины маршируют, у человечества есть надежда.