Государственная дума может стать последним оплотом налогоплательщиков. На начавшуюся на этой неделе парламентскую сессию запланировано принятие поправок в первую часть Налогового кодекса, касающихся налогового администрирования.
Сегодня в Госдуме лежит три соответствующих законопроекта – два депутатских и один правительственный. За базовый законопроект, который и будет обсуждаться на заседаниях, будет взят последний, поскольку депутатские проекты были внесены в Госдуму еще три года назад и во многом потеряли свою актуальность.
Правительственный проект – свежий, он внесен в Думу только в начале лета. Он вызывает у депутатов серьезные нарекания.
Как показали состоявшиеся в четверг парламентские слушания, депутаты намерены серьезно скорректировать законопроект в интересах налогоплательщиков.
Слушания начались с небольшого курьеза вокруг расставленных на столе табличек участников. Депутаты решили, что представителя Минфина можно пересадить на периферию и переставили табличку с именем замминистра Сергея Шаталова на самый край стола, оставив место в центре для главы комитета по бюджетам и налогам Юрия Васильева. Но демарш не прошел – когда мероприятие началось, представитель исполнительной власти, проигнорировав депутатские ухищрения, без колебаний занял за столом центральное место, показав, кто в Думе хозяин.
Несмотря на это, депутаты, по крайней мере, пока дело не дошло непосредственно до принятия законопроекта, разнесли правительственные поправки в пух и прах. Тон беседе задал Юрий Васильев, который напомнил всем, что задача изменений в Налоговый кодекс – «прекращение террора налоговых органов», чего требовал в своем послании президент России. Между тем участники слушаний единодушны в том, что правительственный законопроект этот террор только закрепляет.
«Мы исходили из того, что нужно предоставить налогоплательщикам возможность защищать свои права, — согласился Сергей Шаталов с президентом. – Но в то же время должен быть сохранен баланс интересов государства и налогоплательщика, поэтому законопроект не должен подорвать систему эффективного налогового контроля».
В этом, считают депутаты, Минфин явно перестарался. По мнению председателя экспертного совета по налогам бюджетного комитета Думы Михаила Орлова, баланс соблюсти не удалось:
«С первого взгляда на текст законопроекта видно, кому симпатизируют его разработчики».
Больше всего нареканий у участников слушаний вызвало изменение в законопроекте статуса камеральных проверок. Камеральная проверка – это проверка, которая проводится налоговым органом без выезда на предприятие по предоставленной компанией налоговой отчетности. Отчетность предоставляется в преддверии выплаты налогов, чтобы налоговики проверили ее правильность. В нынешней редакции закона по результатам этой проверки к налогоплательщику не может быть применено никаких санкций. Но, как пояснил Шаталов, в Минфине решили, что к «арифметике», которой по сути является камеральная проверка сейчас, нужно прибавить «аналитику» – инспектора должны не только проверять правильность отчетности, но и сопоставлять ее с предыдущими и искать основания для проведения выездной проверки.
Кроме того, по завершении камеральной проверки налогоплательщику будет высылаться акт, в котором, в том числе может содержаться требование по налоговой недоимке.
Управляющий партнер компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Сергей Пепеляев считает такой порядок абсурдом: «Суть камеральной проверки в том, что налогоплательщик сдает отчетность, чтобы правильно заплатить налог и налоговики помогают ему это сделать, проводя счетную проверку отчетности. А с принятием этих поправок сдача отчетности для налогоплательщика превращается в роковую черту, за которой его ждут одни только беды». Он подчеркнул, что российские власти игнорируют предварительный и текущий контроль, сразу переходя к так называемому последующему контролю. «Философия последующего контроля следующая: вы действуйте, как знаете, а мы потом проверим и накажем. Вот такой подход и закрепляет правительственный законопроект. Налоговые органы в этом случае превращаются в репрессивную систему», — говорит юрист.
«Инициативы президента, касающиеся прекращения налогового террора использованы правительством, чтобы протащить совсем другие нормы в закон. И лучше бы, чтобы президент с этими инициативами и вовсе не выступал, раз его администрация не может проконтролировать их исполнение», — заявил Пепеляев.
Недовольство у депутатов вызывает также и то, как Минфин подправил процедуру проведения выездных проверок. Главная претензия бизнеса к этим проверкам заключалась в том, что они, согласно действующему законодательству, могут длиться бесконечно. Теперь, с гордостью сообщил Шаталов, проверка, даже в самом сложном случае, не будет длиться более 14-15 месяцев. «Но ведь это очень большой срок», — отмечает зампредседателя бюджетного комитета Андрей Макаров. Кроме того, Минфин так и не удовлетворил требование бизнеса, и список документов, которые налоговые органы могут потребовать при проверках – выездной и камеральной, – остался открытым.
Баланс интересов налогоплательщиков и налоговых органов нарушен также и в части несения ими ответственности за нарушения законодательства. «Налогоплательщик несет конкретную отвественность – вплоть до уголовной. За налоговые органы отвественность несет государство, в том что касается финансов», — говорит Макаров. Он считает, что необходимо внести норму, по которой конкретные лица в налоговых органах будут нести уголовную ответственность за нарушение налогового законодательства.