Дмитрий Янин, председатель Конфедерации обществ потребителей (КонфОП), считает, что резкое повышение цен на сотовые телефоны (по оценкам экспертов, на 30%) в середине августа вызвано дефицитом товара. Участники рынка винят в этом дефиците Управление «К» и Следственный комитет МВД, которые начали операцию по борьбе с контрабандой сотовых телефонов и уже изъяли 355 тонн трубок.
В пятницу Андрей Кисин, следователь по особо важным делам СК МВД, который принимает непосредственное участие в этой операции, выступил с официальным опровержением этой версии: «Цифра в 1 млн изъятых мобильных аппаратов, которая фигурировала в СМИ, не соответствует действительности. Всего было изъято около 200 тыс. аппаратов. В ходе спецопераций были изъяты аксессуары к мобильным аппаратам, а также телефоны стандарта DECT (радиотелефоны большого радиуса действия. – «Газета.Ru»)».
«Объем изъятого невелик. 200 тысяч телефонов — это примерно недельная норма продаж в Москове. Но в таких условиях, когда милиция пристально взялась за импорт, продолжать импортировать телефоны нелегальным путем будут только те предприниматели, которые не обладают инстинктом самосохранения, — уверен Дмитрий Янин. – Поэтому неудивительно, что каналы контрабандного ввоза сейчас приостановили свою деятельность». По оценкам КонфОПа, до последнего времени до 90% продукции ввозилось незаконно.
Эльдар Муртазин, старший аналитик исследовательской компании Mobile Research Group, считает, что представители МВД намеренно пытаются «обелить» себя из-за резкого повышения цен на телефоны.
«Очевидно, с них сейчас спрашивает начальство за ажиотаж и они пытаются успокоить публику. Но сложно представить, что такой дефицит был вызван арестом лишь 200 тысяч телефонов, это же капля в море, — удивлен эксперт.
— Не стоит забывать, что локальные изъятия проводились и на отдельных складах дилеров, поэтому по меньшей мере было арестовано полмиллиона телефонов».
Тем не менее КонфОП призывает потребителей не поддаваться общей панике и не спешить покупать новые телефоны. «Мы советуем подождать месяц или два, когда ситуация стабилизируется и цены начнут падать. Участники рынка уже сейчас активизируют собственный легальный ввоз телефонов в страну, дефицит сократится, поэтому телефоны будут стоить как минимум на 10-15% дешевле по сравнению с сегодняшними», — уверен председатель КонфОП.
По его словам, пока товар ввозился нелегально, с каждого телефона импортеры платили не больше $5. Но из-за дефицита и общего ажиотажа на рынке наценка в среднем подскочила на 30-35%. Через два месяца, когда большинство крупнейших дилеров начнет ввозить телефоны самостоятельно, то за телефон стоимостью, например, $100 они должны будут платить около $24, которые включают НДС и пошлина, поэтому по сравнению уровнем майских цен стоимость телефонов увеличится лишь на 15-20%.
В КонфОПе полагают, что дальнейшему снижению цен могли бы способствовать и производители сотовых телефонов, если бы они сами стали открывать в России склады хранения, самостоятельно ввозить телефоны и брать на себя таможенные расходы.
Представители компаний-производителей затрудняются сказать, когда откроют склады в России. «Планы открыть собственные склады в России в близком будущем у компании Samsung действительно есть, но пока сложно оценить, как это отразится на ценах телефонов», — заявил «Газете.Ru» Дмитрий Кузнецов, менеджер отдела телекоммуникаций Samsung.
Дилеры тоже стараются не делать точных прогнозов. Например, в «Евросети» считают,что два месяца слишком долгая перспектива для рынка розничных продаж телефонов. «На внутреннем рынке по-прежнему сохраняется дефицит, но цены удалось стабилизировать, — говорит Татьяна Гуляева, PR-менеджер компании «Евросеть». –
Время покажет, насколько для дилеров будет трудно ввозить телефоны самостоятельно и удастся ли снизить стоимость товара. Но уже сейчас очевидно, что цены не упадут до уровня докризисных».
А Татьяна Москалева, начальник службы по связям с общественностью Dixis, не ожидает никакого значительного изменения цен. «На рынке все по-разному оценивают последствия дефицита – одни говорят про подорожание на 30%, другие – на 50%. Но у нас в среднем по сети телефоны подорожали на 15% и вряд ли теперь дальше будут дорожать или дешеветь», — уверена она.
«Мы ожидаем сезонное снижение цен, но оно будет незначительным — максимум на 3-6%, если цены снизят сами производители — добавляет Эльдар Муртазин. —
Теоретические рассуждения КонфОП, конечно, хороши, но надо быть реалистами: не стоит забывать про убытки дилеров, вызванные дефицитом телефонов.
Риски повторения такой ситуации будут просто заложены в потребительской цене трубок. К тому же дилерам просто невыгодно понижать цены – с начала кризиса они продали меньше телефонов, чем обычно, но их доходы упали незначительно».
Но Андрей Богданов, начальник аналитического отдела Альфа-банка, не исключает, что такие риски сведутся к минимуму, после того как ситуация стабилизируется. «Когда стало известно о начале милицейской операции, дилеры были в панике и стали лихорадочно поднимать цены. Но после того как все успокоятся, наценка за риски упадет и, действительно, стоимость телефонов может снизиться процентов на десять», — уверен эксперт.