Закон «О кредитных историях» дает право каждому заемщику накапливать кредитную историю и обязывает банки заключить договор об оказании информационных услуг с одним из вошедших в государственный реестр бюро кредитных историй. В бюро, с согласия заемщика, будет храниться вся информация о нем и о своевременности погашения взятых кредитов. Функцию Центрального каталога кредитных историй будет выполнять Центробанк.
С формальной точки зрения, к 1 сентября подготовились неплохо: в России появилось четыре кредитных бюро, каждое из которых может похвастаться солидными учредителями и участниками. За Национальным кредитным бюро, например, стоит Торгово-промышленная палата, за Национальным бюро кредитных историй (НКБИ) — Ассоциация российских банков, в создании бюро «Экспириан-Интерфакс» приняли участие одноименное агентство и крупнейшее международное кредитное бюро Experian. Ну а о бюро «Инфокредит» даже говорить излишне, с учетом того, что создал его Сбербанк РФ — банк, занимающий лидирующие позиции на рынке потребительского кредитования в России.
Тем не менее праздника не получилось. Как дал понять первый зампред ЦБ Андрей Козлов, финансовые власти страны в очередной раз хотели как лучше, а получилось как всегда.
«В этой системе, к сожалению, готово пока не все. Дело в том, что в настоящий момент пока не зарегистрировано ни одного бюро кредитных историй. И 1 сентября ни одно из бюро кредитных историй официально, имея в виду исполнение нормы закона, не будет создано».
«Наверное, это произошло потому, что слишком поздно было определено ответственное ведомство. Буквально совсем недавно назначена была федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). И за короткий срок, очевидно, наши коллеги не успели подготовить всю нормативную базу, наладить сам процесс выдачи разрешений и регистраций, признал один из руководителей Центробанка». В свою очередь представители ФСФР ранее даже высказывались за перенос сроков начала работы системы с тем, чтобы ее участники успели получше подготовиться.
«Центробанк и ФСФР долго рядились, кто из них будет вести реестр кредитных бюро, а кто будет ведать центральным каталогом титульной информации о заемщиках. В результате они потеряли драгоценное время», — прокомментировала ситуацию «Газете.Ru» Марина Лазутина, исполнительный директор Национального кредитного бюро.
Цена этой потери может оказаться весьма высокой, считает эксперт. «Для того, чтобы предоставить информацию в бюро кредитных историй, банки должны получить разрешение заемщиков на ее передачу — ведь это дело сугубо добровольное. А такой пункт в кредитных договорах у многих банков сейчас отсутствует. На получение соответствующего разрешения у банков уйдет еще какое-то время. Учитывая все спорные вопросы, возникающие сегодня у банков и бюро кредитных историй, а также время на их решение,
полноценная работа института кредитных историй начнется как минимум через 1,5-2 года»
,
— резюмирует собеседник «Газеты.Ru».
Впрочем, представители других кредитных бюро настроены более оптимистично: по их мнению, технические трудности со временем «утрясутся», а на сегодняшний день главное — то, что «банки выстроились к нам в очередь, рука устала подписывать договоры», как бодро заявил директор НБКИ Александр Викулин. По его словам, на 1 сентября НБКИ заключило около 200 соглашений. У Experian-Interfax результаты скромнее — около 20 договоров, однако в ближайшие дни, как сообщил «Газете.Ru» директор бюро Владимир Герасимов, бюро планирует существенно увеличить количество заключенных соглашений.
Приветствуют создание бюро кредитных историй и банки. «Для нас, например, это очень важно, так как наш банк предоставляет клиентам такую услугу как экспресс-кредитование, то есть оформление кредита за 15 минут. Понятно, что в таких условиях мы не можем сами собирать информацию по крупицам или ждать сутки, когда нам ее предоставят — тут, в буквальном смысле слова, минуты решают все», — пояснил первый заместитель председателя правления «Метробанка» Валерий Кардашов. А технические трудности, по мнению эксперта, со временем «утрясутся» — главное, чтобы заемщики поскорее поняли, что система создана прежде всего для их блага и перестали бояться предоставления информации о себе и о своих кредитных историях, считает эксперт.