Близятся к завершению съемки 8-серийного телевизионного фильма «Золотой теленок», где роль Остапа Бендера взял на себя любимец домохозяек и Михалкова Олег Меньшиков, а режиссером выступила молодая Ульяна Шилкина, до того снимавшая преимущественно рекламные ролики. Сенсацию, однако, прочат не потому. Впервые экранизация случится по полной, беcцензурной версии романа.
Последняя натурная сцена – похороны Маяковского, также не вошедшие в привычный текст, снималась в Лебяжьем переулке при большом скоплении массовки (200 человек), лошадей и конных красноармейцев.
Из окон близлежащих домов за мероприятием активно наблюдали офисные работники, пытаясь вычленить Меньшикова в толпе и возгласами привлечь его внимание к себе.
Олег Евгеньевич был тем не менее невозмутим, чего нельзя сказать о лошадях. Специальные люди с вениками и мешками ходили по съемочной площадке, пытаясь защитить присутствующих от результатов нервозности животных.
Лебяжий, как водится в таких случаях, был перекрыт полиэтиленовыми лентами в красно-белую полоску. Красные флаги, окантованные черной траурной тесьмой, то и дело взмывали над толпой. Посередине имел место гроб. В перерывах уставшая массовка использовала его в качестве скамейки. «Не волнуйтесь, в гробу пусто», – предупредили журналистов пиар-работницы «Централ Партнершип» — компании, которая ближе к зиме обещает выпустить фильм на Первом канале. До конца съемок осталось девять дней. Позади год работы: съемки в Бухаре, где люди падали в обморок от жары и пыльных бурь, Одессе и провинциальном городе Плесе, где нет даже железнодорожной станции, а автомобили если и появляются, то очень ненавязчиво. На улицах потому вовсю хозяйствует пешеход.
Чтобы перевоплотить Плес в Арбатов, пришлось затратить минимум усилий. Повесить вывеску «Пиво отпускается только членам профсоюза» и посыпать асфальт сеном. С Лебяжьим оказалось еще проще.
Фасады домов, не считая кондиционеров, почти не изменились с начала прошлого века, за что, конечно же, следует поблагодарить мэрию. Вдалеке виднеется Кремль. Примерно так, если верить документальным кадрам о похоронах поэта, которые просмотрела режиссер, все и происходило: суматоха, лошади, красноармейцы и угадывающиеся в толпе коллеги покойного – писатели Булгаков, Олеша и Катаев. В картине у них нет реплик, зато имеется скорбь на лице и темные интеллигентные пальто строгого покроя.
Кстати говоря, костюмерному цеху кто-то из съемочной группы в конце дня предложил поаплодировать. Как сказала одна из участниц массовки: «У меня дома нет даже юбки, а здесь благодаря мосфильмовским костюмам из чистой шерсти (моль их кушает) мы наконец стали настоящими женщинами». Отсутствие приличной одежды объясняется элементарно: за день съемок актер массовки получает 400 рублей. «А в «Часе суда», — призналась та же женщина, — за роль свидетельницы мне заплатили 900».
Над образом Бендера в свое время потрудились Арчил Гомиашвили, Сергей Юрский, Андрей Миронов и даже поп-исполнитель Сергей Крылов. Последний побывал Остапом в картине Василия Пичула «Мечты идиота» (1993 год), однако популярности, видимо, по причине нехрестоматийного телосложения не снискал.
Бендер же в трактовке Меньшикова получил новые приятные качества.
Это немного грустный человек с интеллигентным лицом и романтическими скулами. В сцене похорон Маяковского он вглядывается вдаль, пытаясь выспросить у милиционера, что же происходит на самом деле. Волосы его байронически вздымаются ввысь якобы от ветра. Брюки имеют модную у современных менеджеров мелкую полоску. Ботинки ярко начищены. Если учесть, что на роль обаятельного жулика первоначально планировались Константин Хабенский и Сергей Безруков, ситуация не так уж и драматична.
К тому же в предполагаемой картине, благо режиссер молода, будут использоваться разнообразные «модные фишки». Так, в каждой серии планируются анимационные вставки. Иногда сюжет решено прерывать документальными кадрами. Вопрос о том, будут ли в картине исполняться танцы и звучать песни, пока открыт. Во всяком случае, как сообщила режиссер Ульяна Шилкина, Меньшиков не против того, чтобы спеть.