На заседании в четверг суд признал незаконным решение межрегиональной инспекции ФНС №4 по крупнейшим налогоплательщикам о взыскании с РАО 3,319 млрд рублей налогов за 2001 год. Суд признал справедливыми лишь часть требований налоговиков — 360 млн рублей.
Впервые о требованиях ФНС к энергохолдингу стало известно из квартального отчета за первый квартал 2005 года, который РАО ЕЭС разместило на своем сайте. В этом документе говорилось, что в 2004 году межрегиональная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам №4 провела проверку правильности исчисления РАО ЕЭС льготы по налогу на прибыль за 2001 год.
Налоговики пришли к выводу, что РАО необоснованно применяло льготу по капитальным вложениям при расчете налога на прибыль за 2001 год, и поэтому начислили госкомпании дополнительные налоговые обязательства и санкций на сумму 3,679 млрд рублей (примерно $130 млн).
Льгота по налогу на прибыль заключается в том, что организация, которая занимается новым строительством производственных фондов, может относить сумму, затраченную на него, на финансовый результат и таким образом уменьшать налогооблагаемую базу. Эта норма существовала в Налоговом кодексе до 2002 года, то есть она действовала в тот период, за который налоговики предъявили РАО ЕЭС претензии. Как отмечают эксперты, такую схему минимизации налогов применяли многие компании, в том числе дочерние структуры РАО ЕЭС, находящиеся в регионах.
«В 2001 году РАО ЕЭС инвестировало в крупные проекты — Богучанская и Бурейская ГЭС, Cеверо-Западная ТЭЦ, — напоминает аналитик компании «Топ Аудит» Мурат Кияльбеков. — В ходе проверки ФНС обнаружила, что документы РАО на получение льгот по налогу на прибыль были оформлены неправильно. Такое вполне возможно, так как в это время принимался новый Налоговый кодекс, и могли возникнуть сложности с оформлением документации».
Не согласившись с выводами инспекции, руководство РАО обратилось с иском в арбитражный суд. В декабре 2004 года арбитражный суд отказал компании в удовлетворении иска, после чего РАО подало апелляционную жалобу, решение по которой было вынесено в марте 2005 года — суд оставил решение предыдущей инстанции практически без изменений — налоговые претензии были снижены на 360 млн рублей — 3,679 млрд рублей до 3,319 млрд. Это решение не удовлетворило энергетиков, и они снова направились в суд.
С третьей попытки РАО ЕЭС удалось доказать свою правоту. 3 июня кассационная инстанция отменила постановление от 15 марта и направила дело на новое рассмотрение в арбитражный апелляционный суд Москвы № 9. После этого юристы энергохолдинга и ФНС провели сверку расчетов налогов. И в четверг суд, повторно рассмотрев дело с учетом этой сверки, вынес решение. Свои дальнейшие действия в РАО не комментируют — «все написано в решении суда», — сказали в энергохолдинге.
«Судебный процесс из-за налоговых претензий к РАО несколько затянулся, и была уверенность, что менеджменту компании удастся отстоять свою точку зрения, — говорит Алексей Соловьев, аналитик ИК «Проспект».
Очевидно, суд учел право компании использовать льготы при расчете налога на прибыль, которые в 2001 году с юридической точки зрения были совершенно законны. К тому же, столь значительные претензии, предъявляемые налоговой инспекцией госкомпании, выглядели абсурдно».
По мнению Соловьева, оставшиеся 360 млн рублей доначисленных налогов не окажут сильного негативного влияния на финансовые результаты компании, а положительное решения апелляционного суда «в некоторой степени исключает возможность предъявления к РАО претензий по другим схемам исчисления налогов».
С такой точкой зрения не согласен представитель компании «Топ Аудит»: «Нельзя исключать предъявления новых налоговых претензий к РАО. Но их суммы будут меньшими, во многом из-за сегодняшнего решения суда».
По словам Кияльбекова, претензии налоговой службы к РАО ЕЭС могли отчасти объясняться политическими мотивами. «Необходимо было показать равноправие между государственными и частными компаниями перед налоговиками. Но сейчас все встало на свои места», — считает представитель «Топ Аудита».