Как сообщил Валерий Кардашов, в ходе исследования, проводившегося банком, были выявлены
две основные причины отказа: неуверенность в сохранении конфиденциальности информации и предположение о том, что информация может быть намеренно изменена при вводе.
Он также сказал, что сейчас банк, активно вышедший на рынок потребительского кредитования лишь месяц назад, не понижает рейтинг клиента из-за его отказа. Кроме того, Кардашов посоветовал другим банкам разработать такую форму кредитного договора, при которой клиенту необходимо будет собственноручно вписывать согласие на отправку информации в бюро кредитных историй.
Эксперты, впрочем, считают, что страх клиентов банков перед отправкой информации в бюро кредитных историй обусловлен другими факторами. Люди не хотят попасть в «черный список», а это вполне возможно, ведь, по закону о кредитных бюро, в них должна аккумулироваться информации не только о клиенте, но и о всех случаях отказа ему от предоставления кредита. Три отказа — и человек автоматически лишается возможности получить необходимые средства взаймы, даже если у него все в порядке с белой зарплатой, и нет явных противопоказаний, отмечают аналитики. Ситуацию осложняет и то, что банки не обязаны объяснять, почему они отказывают в кредите.
«Выводы «Метробанка» вполне могут отражать реальное положение дел с формированием бюро кредитных историй. «Если бы подобная ситуация сложилась в другой стране, это было бы странным, а для России она характерна, потому что здесь большинство предприятий пока прибегают к «серым схемам» при выплате зарплат. Естественно, что люди не хотят, чтобы информация об их истинных доходах попадала в бюро кредитных историй. Ведь последствия могут быть негативными и для предприятий, на которых они работают, и для них самих», — объяснил «Газете.Ru» экономист ИК «Веллес Капитал» Михаил Зак. Так что многие россияне не дают согласия на отправку информации о себе в бюро кредитных историй, опасаясь либо увеличения налоговой нагрузки, либо карательных мер по отношению к себе со стороны менеджмента компаний, считает эксперт.
Впрочем, далеко не все опрошенные «Газетой.Ru» банковские аналитики согласились с наблюдением экспертов Метробанка. «У нас, во всяком случае, таких проблем не возникает, — заявили «Газете.Ru» в одном из банков-участников Национального бюро кредитных историй. — Если Метробанк сталкивается с подобными трудностями, это его проблемы, которые совершенно необязательно характерны для банковского сектора в целом».
Как пояснили «Газете.Ru», вполне возможно, что налицо не столько забота о формировании бюро кредитных историй в России, сколько пиар-акция Метробанка. «Он в последнее время вообще ведет себя довольно активно, часто выступает с заявлениями и выводами, иногда весьма спорными. Скорее всего, это часть его имидж-политики, не более того», — предположил собеседник «Газеты.Ru».