В понедельник спикер Госдумы Борис Грызлов объявил о большой победе своей партии «Единая Россия». «Нам удалось существенно уточнить макроэкономические параметры будущего бюджета. Доходная часть будет увеличена на 598 млрд рублей, а расходная — на 322 млрд рублей», — заявил Грызлов. Увеличение по расходной части, сообщил спикер, будет направлена в основном на инвестиции — общий размер вложений в экономику будет увеличен на 200 млрд рублей и составит в 2006 году более 600 млрд рублей.
Впервые единороссы выступили с резкой критикой правительственного проекта бюджета на 2006 год в июне на встрече с премьер-министром в Белом доме. Борис Грызлов тогда заявил, что инвестиционные расходы должны быть существенно увеличены – до 600 млрд рублей – и только в этом случае партия парламентского большинства поддержит бюджет. Правительство же планировало потратить на инвестиции чуть больше 400 млрд.
Министр экономического развития Герман Греф в течение двух месяцев, прошедших с того момента как единороссы высказали требование нарастить расходы в бюджете-2006, отказывался пересмотреть макроэкономические показатели на 2006 год. Минфин и Центробанк предостерегали правительство от чрезмерного наращивания расходов и расшатывания бюджетной дисциплины. Министр финансов Алексей Кудрин пугал перспективой дефицита бюджета. Увеличение цены отсечения в стабилизационный фонд до $27 за баррель (за счет этой операции поток нефтедолларов перераспределяется из копилки — стабфонда, в бюджет, откуда деньги попадают в экономику), которое давало около 300 дополнительных млрд рублей в бюджет, было представлено финансовыми властями страны как последний рубеж. Если он будет преодолен, заявлял глава Центробанка Сергей Игнатьев, ЦБ не сможет сдержать инфляцию в 2006 году.
Теперь понятно, что рубеж цены отсечения в стабфонд в $27 будет преодолен. И значительно.
После того как президент Владимир Путин в июне заявил, что бюджет-2006 должен быть «бюджетом развития», экономические доводы отступили в тень. Комментируя решение нарастить бюджетные расходы, вице-премьер Александр Жуков заявил: «Особенность бюджета будущего года — это ориентация на эффективность использования бюджетных средств». Особенно вице-премьера радовал тот факт, что «на нулевое чтение и, быть может, на первое чтение проекта бюджета в Госдуме мы выходим с единой согласованной позицией».
«Столь значимое увеличение расходной части бюджета – это политическое решение, средства на исполнение которого будут изыскиваться в дальнейшем. Вопрос экономической оправданности здесь оказался отодвинутым на второй план», — сказал «Газете.Ru» Евгений Хотулев из Экономической экспертной группы.
Правительство вопрос об изыскании средств на дополнительные расходы решило легко. Оно просто изменило макроэкономические показатели на 2006 год и таким образом получило возможность сверстать сбалансированный бюджет при значительном наращивании бюджетных расходов. «Основной приток средств в бюджет, часть которых будет направлена на увеличение расходов, получен за счет увеличения прогнозной цены на нефть в 2006 году с $35 до $40 за баррель», — пояснил «Газете.Ru» Владимир Тихомиров из ФК «Уралсиб». Но только эта мера не способна увеличить бюджетные доходы на почти 600 млрд рублей, ведь большая часть средств (до 80%) от высоких цен на нефть должна, согласно нынешнему законодательству, идти в стабфонд.
«Правительство, объявив об увеличении расходной части бюджета на 300 млрд рублей, уже фактически смирилось с тем, что цена отсечения будет повышена. Больше неоткуда увеличить доходную часть бюджета. Официально это решение будет принято в ближайшее время. Цена отсечения будет повышена существенно – до $35 за баррель», — говорит Тихомиров.
«Повышение прогнозной цены на нефть в макроэкономическом прогнозе и увеличение цены отсечения в стабфонд делают российскую экономику все более зависимой от мировых цен на нефть. Сбалансированность бюджета все больше привязывается к уровню цен на сырье», — отмечает эксперт «Уралсиба».