Как сообщил в среду аудитор Счетной палаты Владимир Пансков, его ведомство направило в Минприроды письмо с просьбой проверить соблюдение компанией ТНК-ВР лицензионных соглашений. Претензии аудиторов сводятся к нескольким пунктам.
Во-первых, компания не ввела в промышленную эксплуатацию ряд месторождений.
Среди них – месторождения на Западно-Таллинском, Западно-Чумпасском и Нежданном лицензионных участках в Ханты-Мансийском автономном округе.
Вторая претензия Счетной палаты – у компании слишком низкий показатель действующих скважин.
«В среднем 30% скважин у компании простаивает, а по отдельным добывающим компаниям, входящим в группу ТНК-ВР, бездействует 50% скважин. Такого мы нигде не видели. Мы послали письмо в Минприроды, пусть посмотрят, что происходит. Я считаю, что эти цифры должны настораживать»,
— заявляет Пансков. Аудитор сравнил показатель действующих скважин ТНК-ВР с показателями «Сургутнефтегаза» и «Татнефти». «У ТНК-ВР он на порядок ниже», --отмечает представитель СП.
Также Счетная палата выразила недовольство тем, что ТНК-ВР использует трансфертное ценообразование.
«Все нефтяники, по нашим данным, прекратили его использовать, а ТНК-ВР считает, что это в рамках закона, и продолжает применять эту схему даже сейчас», — сказал Пансков.
По его словам, ТНК-ВР создала две компании на территории Тюменской области, которые получают нефть от добывающих предприятий по заниженным ценам, а затем передают ее уже по нормальным ценам нефтеперерабатывающим заводам. В результате эти две компании, уставный капитал каждой из которых в районе 3 млн рублей, получили прибыль за 2004 год 84 млрд рублей. При этом по закону Тюменской области они применяют ставку налога на прибыль на 4% ниже, чем это установлено Налоговым кодексом. В итоге их чистая прибыль возросла на 4,2 млрд рублей. Счетная палата направила в Федеральную налоговую службу письмо по поводу применения ТНК-ВР в 2004 году и начале 2005 года схемы ухода от уплаты налогов с использованием трансфертного ценообразования.
Пресс-секретарь ТНК-ВР Владимир Бобылев утверждает, что в компании не знают, когда проходила проверка аудиторов Счетной палаты и чем она закончилась.
«Акта проверки никто не видел, и никаких предупреждений или запросов мы не получали», — сказал «Газете.Ru» пресс-секретарь. Бобылев не смог назвать причин невыполнения лицензионных соглашений и пояснить, почему простаивают скважины.
В Минприроды факт получения письма Счетной палаты с претензиями к ТНК-ВР подтвердили. «Такое письмо в министерстве есть, — заявили «Газете.Ru» в Минприроды. — Мы направили запрос в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования. Завтра в первой половине дня там вынесут заключение по письму СП».
«К компании могут быть предъявлены претензии по поводу несвоевременного ввода месторождений в разработку, устаревшей проектной документации и несоответствия реального уровня добычи проектным показателям», — пояснили «Газете.Ru» в министерстве.
Аналитики к претензиям Счетной палаты отнеслись равнодушно.
«Господин Пансков ничего нового не сказал. Лицензионные соглашения не выполняют практически все компании», — говорит Дмитрий Мангилев из ИК «Проспект».
Лев Сныков из FIM Securities утверждает, что иначе и быть не могло. «У ТНК много нерентабельных скважин – старых, с низким дебетом и высокими расходами. Компания виновата в том, что вовремя не известила об этом Минприроды и не поменяла условия лицензионных соглашений», — считает аналитик.
Вероятно, это понимают и в Счетной палате. Ведь письмо было направлено не в прокуратуру, а в Минприроды, что оставляет компании возможность для урегулирования конфликта.
Что касается применения трансфертных цен, то аналитики оправдывают их использование. «ТНК-ВР в отличие от «Сургутнефтегаза» и «Татнефти» — это диверсифицированный холдинг с множеством дочерних компаний. Применение трансфертных цен в этих условиях ествественно. Компания может лишь сократить разрыв в ценах, по которым она покупает нефть у добывающих «дочек» и продает ее, но использовать трансфертные цены она будет всегда», — говорит Лев Сныков. А Дмитрий Мангилев уверен, что положить конец этому явлению призвана проходящая в компании реструктуризация. «Чем пересматривать все схемы финансирования, компании проще продолжать временно использовать эти схемы. Если сейчас компания выводит прибыль за границу, в офшоры, то потом они будут переводить ее на центр прибыли, зарегистрированный в России, что положит конец трансфертному ценообразованию», — уверен аналитик.
Не склонны драматизировать ситуацию с ТНК-BP и в инвестиционной компании «Атон». «Мы считаем, что инвесторам рано беспокоиться по поводу заявлений Счетной палаты, так как ее претензии пока даже не были поддержаны налоговиками», — говорится в аналитической записке компании.
Весной этого года ФНС предъявила ТНК-ВР претензии на сумму чуть более $1 млрд. Но компания заявила, что надеется снизить размер выплат в несколько раз, и пока ничто не свидетельствует о том, что налоговая служба готовится к каким-то решительным действиям, считают аналитики «Атона».
При этом ТНК-ВР отразила в отчетности по стандартам US GAAP за 2004 год резервы на $123 млн на случай возможных претензий налоговиков.
«Мы надеемся, что ТНК-ВР удастся избежать конфликта с налоговыми органами, выплатив часть суммы», — пишут аналитики.