Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Наяды, БАМ и телевизор – вот троица!

На выставке «Пляжная фотография» в МДФ этот фривольный жанр представлен от самого своего зарождения. Также здесь предлагаются ударные советские стройки и жертвы тоталитаризма.

На фоне по-летнему расслабленной выставочной жизни деятельность Московского дома фотографии выглядит поточным конвейером. Вчера там открылись сразу три выставки.

«Пляжная фотография» начинается с голых тел, снятых фотографом Сергеем Чиликовым в 2002 году. Потом уже будут 1910-е в строгих купальниках, 1930-е с задорными улыбками и прочее. А для начала — группка молодых людей, неловко изображающих чувственную телесность в позах гламурных моделей на больших цветных отпечатках. Обгоревшие на солнце поросячье-розовые тела в сочетании с самоуверенно-томными взглядами дают какой-то оглушающий и мерзостный эффект. После этого вглядываться в маленькие черно-белые карточки неохота — уровень громкости не тот. Но постепенно, переходя от одной фигуры на фоне прибоя к следующей, невольно начинаешь сравнивать. Ведь главный интерес к этим пышным наядам времен модерна — такие же они, как мы? По формам, пожалуй, нет. Так косвенно выясняется, что мы живем в сытые времена: интерес к полным женщинам катастрофически утерян. А внутри вряд ли что-то меняется.

Нравы тоже могут одеваться в трико или оголяться, оставаясь неизменными.

«Настоятельно рекомендуется долго не созерцать мою фигуру, дабы лишний раз не волноваться воображением», — кокетливо подписано под портретом миловидной дамы, скажем так, крепкого телосложения на фотокарточке с завитками, сделанной в 1920-е годы. Повествование проходит через весь ХХ век ровным, как пляжный песок после шторма, перечислением тел, купальников, камней и волн. Но случаются и исключения, вроде фотографии Анатолия Морозова «Дисциплина — везде дисциплина» про купание в рамках устава.

Следующая выставка, «Александр Абаза», проходит в рамках программы «Классики российской фотографии». Если кто-то сомневался, что существует обособленная школа советской фотографии, приходите в МДФ. Где еще в мире фотограф-репортер не годами, десятилетиями ездил по стройкам, заводам, полям, дабы запечатлевать трудовые будни? Уникальная ситуация и феноменальный результат. Надо бесконечно снимать Кемеровский комбинат химического волокна, сбор хлопка, БАМ, чтобы в конце концов выдать конструктивистскую красоту «Рельсов Азовстали» или «Ожерелье» — геометрию сплава бревен.

Узоры и раппорты Абаза отыскивает в любой ситуации.

Его спортивные репортажи обладают той же чеканностью и очищенной от лишних деталей гармонией, что и фотографии подшипников или даже стаканов с вином на каком-то московском вернисаже.

Третья выставка сильно выделяется из предложенного ряда. В 2004 году Никита Алексеев и Игнат Данильцев провели два месяца в пригороде Дюссельдорфа Гольцхейме. Пребывание было оплачено стипендией, выданной в подарок немецкой стороной, а потому художники безмятежно гуляли, разглядывая таблички с названиями улиц. Результатом стал проект «Двенадцать из Гольцхейма»: фотографии тех самых табличек с биографиями людей, в честь которых названы улицы.

Получилось неожиданно здорово — судьбы людей, чьи имена вписаны в топографию Гольцхейма, оказались увлекательным чтивом.

Вот Эрих Хупнер, например, был инженером, изобрел что-то вроде телевидения (сейчас обсуждается его первенство по отношению к Зворыкину), уехал в СССР, где, по некоторым сведениям, участвовал в секретном проекте, связанном с телепортацией. Погиб в сталинских лагерях. Или Карл Клеппе, коммунист и одновременно основатель кабаре Kumpels Nest. В 1938-м благодаря вмешательству влиятельных друзей освобожден из концлагеря, куда был заключен по обвинению в гомосексуализме. Устроился матросом на голландский корабль, по пути написал трагифарс «Брехт, Гитлер и клизма — вот троица!». Умер через два года в Сингапуре от хронического алкоголизма.

К феерическим биографиям приложены фото и некоторые личные вещи людей, чьими именами названы улицы.

Московский дом фотографии. Остоженка, 18. «Пляжная фотография», «Александр Абаза», «Двенадцать из Гольцхейма», до 24 августа.

Новости и материалы
Оппозиция в Молдавии опротестует результаты выборов
Стал известен клуб, в который должен был перейти Дзюба вместо «Акрона»
В Узбекистане осудили мужчину за участие в СВО
В сети не узнали повзрослевшую дочь Ольги Шелест: «Невероятная»
Девятимесячная девочка получила ожоги из-за упавшего чайника с кипятком
Россиянам объяснили, какой двигатель самый надежный
Стало известно, какие продукты чаще всего заказывают в Москве и Петербурге
В России попросили ограничить распродажи на маркетплейсах
В подполье заявили об иностранцах среди украинских военкомов
«Остается любовь к Богу»: Гарик Burito назвал секрет счастливого брака
Uniper выплатила Германии компенсации в рамках претензий к «Газпрому»
Маск рассказал о последствиях победы Харрис на выборах в США для всего мира
Отбор газа из европейских подземных хранилищ существенно превысил закачку
Одна из крупнейших нефтяных компаний мира начала резко терять прибыль
Правительство РФ не поддержало получение российского гражданства за границей
Егор Крид обратился к хейтерам
Невестка звезды «Самой обаятельной и привлекательной» объявила о беременности
Никита Ефремов впервые попробовал оленину и заарканил оленя
Все новости