С 1999 года на «Сахалине-2» каждый летний сезон производится 80 тыс. баррелей нефти марки «Витязь». Этот сорт продается Японии и другим азиатским странам преимущественно через тендеры. Зимой экспорт нефти приостанавливается из-за оледенения.
Круглогодичная добыча нефти должна была начаться на проекте в конце 2006 года в объеме 180 тыс. баррелей в сутки. Однако в среду стало известно, что ее начало переносят на лето 2008 года.
По информации японского издания Nihon Keizai Shimbun, отсрочка реализации проекта связана с изменением маршрута нефтепровода, который пройдет под водой в стороне от места размножения китов. В марте 2005 года под давлением Фонда дикой природы и других природоохранных организаций Sakhalin Energy объявила, что изменит трассу, чтобы не наносить ущерба популяции серых китов.
Представитель японской корпорации Mitsubishi, владеющей долей в проекте «Сахалин-2», сообщил, что вероятность отсрочки велика, но пока неизвестно, на какое время будет отложена круглогодичная добыча сырья.
Впрочем, это уже не первый пересмотр планов компании. В конце июля Sakhalin Energy была вынуждена отложить строительство завода по сжижению природного газа. Из-за этого начало поставок СПГ в Японию и другие страны Юго-Восточной Азии, которые было намечено на конец 2007 года, откладывается как минимум до середины 2008 года.
Перенос начала поставок нефти может привести к срыву обязательств по контрактам с закупщиками. Впрочем, утверждает аналитик из Rye, Man & Gor Securitites Дмитрий Царегородцев, это не значит, что Sakhalin Energy придется нести наказание за неисполнение обязательств. Эксперт считает, что в контрактах перенесение сроков поставок могло быть оговорено заранее. «Обычно в контракте существует привязка сроков поставки к буровым работам или срокам строительства», — говорит аналитик.
Пресс-секретарь Sakhalin Energy Иван Черняховский отрицает, что отсрочки в реализации проекта связаны с экологическими требованиями и изменением маршрута трубопровода.
«В связи с тем, что проект очень масштабный, говорить о причинах отсрочек сейчас невозможно, — заявил «Газете.Ru» пресс-секретарь. — Это пока предварительная информация. Есть вероятность, что сроки реализации проекта будут выполнены. Мы принимаем все меры, чтобы снизить задержки».
Задержки с реализацией проекта аналитики связывают не только с экологическими, но и финансовыми трудностями. Анна Бутенко из Альфа-банка напоминает, что участвовать в финансировании проекта собирался Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), однако эксперты банка посчитали, что проект недостаточно безопасен для окружающей среды, и отказались от финансирования. Однако Иван Черняховский эту информацию опровергает.
«Преждевременно утверждать, что ЕБРР отказывается от финансирования проекта. Мы ведем переговоры с инвесторами, и решение пока не принято», — поясняет представитель компании.
А источник «Газеты.Ru», знакомый с ситуацией вокруг сахалинских нефтегазовых проектов, утверждает, что проблемы «Сахалина-2» с экологическими организациями — это следствие конкуренции на рынке между cамими сахалинскими операторами. Поскольку оператор проекта «Сахалин-1» — американская компания ExxonMobil, а проект ориентирован на поставку углеводородов на те же рынки, что и «Сахалин-2» (Японию, Корею, Китай), то США невыгодно допускать, чтобы нефть и газ Sakhalin Energy поступили на эти рынки раньше, чем их собственный, поясняет источник. Если это так, что вхождение в проект «Газпрома» с его мощным административным ресурсом должно помочь инвесторам «Сахалин-2» снять этот риск. Но учитывая, что в состав акционеров «Сахалин-1» входит «Роснефть», предсказать исход конкурентной борьбы пока невозможно.