Появление картины Алексея Германа-младшего в конкурсе серьезного международного кинофорума выглядит актом справедливости. Его предыдущая лента «Последний поезд» — стилистически безупречная, тонкая и вызывающе консервативная картина была идеальным фестивальным продуктом, рассчитанным больше на доброжелательный интерес коллег, нежели на широкое зрительское внимание. Фильм получил множество призов на второстепенных кинофестивалях, упоминание жюри в Венеции, и теперь Герман-младший с лентой «Гарпастум» будет представлять Россию на Bенецианской биеннале в качестве участника основного конкурса.
Действие фильма происходит в 1914 году, сразу после покушения на эрцгерцога Фердинанда – события, запалившего фитиль Первой мировой. Контрастом к надвигающейся катастрофе служит мирная страсть главных героев, двух братьев, к футболу. Собственно, слово «гарпастум» означает разновидность игры в мяч, которой увлекались в Древней Спарте.
Как говорит Герман, «это фильм о молодых людях, которые все пережили за счет того, что они просто не задумывались».
Снялись в картине Чулпан Хаматова, Гоша Куценко, Леонид Мозговой.
В последние годы Венецианский кинофестиваль остался единственным фестивалем класса А, за которым увлекательно следить. Интерес к развитию кинематографа здесь меньше всего страдает от политики и финансовых интересов. Два года назад Венеция дала мощный импульс российскому кино, сделав из «Возвращения» Звягинцева событие международного масштаба. Приняв в конкурс «Гарпастум», руководство биеннале подтвердило как интерес к России, так и собственную решимость не искать легких путей.
Доказывает эту решимость, впрочем, не только «Гарпастум». Уже фильм-открытие должен настроить венецианскую публику на серьезный лад. Цуй Харк, чьи «Семь мечей» (Seven Swords) откроют фестиваль, снял около сорока фильмов, получил статус классика и вечную сыновнюю любовь Тарантино, однако за пределами Гонконга имеет только одну фестивальную награду – приз Венецианской биеннале в 2000 году.
Не менее противоречивые фигуры составят и список номинантов.
Например, Джордж Клуни представит свой новый фильм «Спокойной ночи и удачи» (Goodnight and Good Luck). Фильм рассказывает о столкновении журналиста, делающего первые шаги телевизионного вещания, и сенатора Маккарти, развернувшего свою знаменитую охоту на ведьм. Предыдущая лента Клуни «Признания опасного человека» была удивительно занятной работой. Однако статуса режиссера с международным именем Клуни пока не имеет.
Другим сомнительным персонажем является Джон Туртурро, чей фильм «Романтика и сигареты» (Romanse & Cigarette) также участвует в конкурсе. Мюзикл из жизни рабочего класса, посвященный рабочему-металлургу, его жене, любовнице, смыслу жизни и всему такому. Кастинг будит надежды: Джеймс Гандольфини, Сьюзан Сарандон, Кейт Уинслет – все поют и пляшут.
Впрочем, вся эта многообещающая компания в должной мере разбавлена респектабельными фигурами. Пак Чан Вук, получивший в прошлом году приз в Каннах за «Олдбоя», появится с новой историей мести «Сочувствие к леди Месть» (Sympathy for Lady Vengeance), участвует Патрис Шеро с лентой «Габриэль» и Занусси с «Персона нон грата», Терри Гильям с «Братьями Гримм». А чтобы не расслаблялись, в конкурсе имеется безумец Абель Феррара с «Марией» — историей трех персонажей, мистически связанных с Марией Магдалиной. Всего в конкурсе 19 фильмов.
Количество внеконкурсных показов в этом году сильно урезано – 44 картины против 71 в прошлом году. Причины – меры безопасности. Если раньше главной угрозой являлись безобидные выступления антиглобалистов, то сегодня Италия, объявленная ближайшей целью террористов, чувствует себя неуютно. Да и гости волнуются. «Американские продюсеры расспрашивали нас о мерах безопасности. Они остались довольны», — сообщил журналистам глава фестиваля Марко Мюллер.
Фестиваль пройдет с 31 августа по 10 сентября.