История совместного предприятия началась в 2000 году. ЗАО «Лукор» (город Калуш, Украина) было создано на паритетных началах российским «ЛУКойл-Нефтехимом» и украинским госконцерном «Ориана». «Лукор» специализируется на производстве этилена, пропилена, бензола и хлорвинила.
Позднее доля «Орианы» сократилась до 47,9% — «ЛУКойл» купил 2,1%, а затем попытался выкупить остальные акции, пообещав взамен на 100% комбината инвестировать в развитие $200 млн.
Но в ноябре 2004 года правительство Украины продало 47,9% акций «Лукора» другому государственному предприятию — «Нафтогазу Украины». «ЛУКойл» в ответ заморозил осуществление инвестиционной программы по реконструкции предприятия, инициировав тем самым конфликт с властями.
В четверг стало известно, что прокуратура возбудила против менеджеров уголовное дело. По данным управления МВД Ивано-Франковской области, менеджеров обвиняют в том, что начиная с 2000 года при проведении экспортных операций по торговле химической продукцией за границу должностные лица «Лукора» незаконно использовали товарный знак государственного АО «Ориана».
«Используя его в деловой документации и рекламе товаров, право на изобретение которых принадлежит «Ореане», они нанесли убытки предприятию на сумму 18 млн гривен (более $3,5 млн)», — говорится в сообщении прокуратуры. С целью компенсации убытков на имущество «Лукора» наложен арест. Уголовное дело возбуждено по статьям «незаконное использование товарного знака и злоупотребление властью или служебным положением». Ведется следствие.
В прокуратуре Ивано-Франковской области от комментариев отказались.
Пресс-секретарь «Лукора» Анатолий Гетманчук заявил, что об аресте имущества и возбуждении уголовных дел впервые услышал от «Газеты.Ru». «Вопрос об использовании товарных знаков никогда не поднимался», — удивленно сказал он.
Начальник департамента по работе с инвесторами «ЛУКойла» Геннадий Красовский говорит, что «на всех рынках «ЛУКойл» ведет себя в соответствии с местным законодательством». Он предлагает дождаться дальнейшего развития событий, поскольку, по статистике, из всех возбужденных в России дел лишь 10% доходит по суда, а Украина известна противоречивыми высказываниями и поступками своих властей.
По утверждению аналитика «Атона» Дмитрия Лукашова, к особому нарушению операционной деятельности «ЛУКойл-Нефтехима» арест имущества «Лукора» не приведет: в ноябре прошлого года голландская дочка «ЛУКойла» — Lukoil Chemical B.V. и «Лукор» создали новую компанию – «Карпатнафтохим», куда были переведены производственные мощности «Лукора» (за компанией сохранились только вспомогательные функции и акции).
Выходит, что после начала конфликта с предприятия было выведено имущество.
С другой стороны, Лукашов не исключает, что власти могут заинтересоваться этим обстоятельством и арестовать имущество «Карпатнафтохима».
Партнер юридической фирмы «Джон Тайнер и партнеры» Валерий Тутыхин говорит: если суд признает, что из-за незаконного использования товарного знака компания понесла крупные убытки, лицам, виновным в этом, грозит максимальный срок заключения. «Какой он на Украине, я не знаю», — говорит юрист.
«Украина стоит на первом месте в мире по пиратству, незаконному использованию товарных знаков и нарушению прав владельцев аудио- и видеопродукции. Странно, если власти, закрывающие на это глаза, арестовали нескольких сотрудников компании (за использование товарного знака. — «Газета.Ru»). Я уверен, что посадить менеджеров в тюрьму не входит в их планы. Скорее всего, возбуждение этих дел станет разменной картой на переговорах», — рассуждает Тутыхин.
А Анатолий Гетманчук рассказал, что переговоры «ЛУКойл-Нефтехима» с фондом госимущества Украины продолжаются. «Наше предприятие исчерпало все возможности производственного развития. Необходима реконструкция. «ЛУКойл» же говорит, что это для них – непредвиденные расходы, за которые он требует больше контроля над предприятием», — заявил представитель компании.
Власти Украины уже пытались сделать «ЛУКойл» сговорчивее. В середине мая украинская генпрокуратура пыталась признать недействительным создание «Лукора». Правда, эта попытка окончилась безрезультатно. «На предприятии работала правительственная комиссия, и сейчас вопрос снят», — пояснил Анатолий Гетманчук.
На самом «ЛУКойл-Нефтехиме» информацию об аресте имущества и уголовных делах, заведенных на менеджеров, в течение дня не комментировали. А вечером Кирилл Вороненко, пресс-секретарь предприятия, заявил «Газете.Ru», что, по его сведениям, «информация об аресте имущества и возбуждении дел не соответсвует действительности».