Сбор предложений проводится в связи с подготовкой новой редакции указания «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации». Сроки подачи предложений определены жестко: с 26 июля по 15 августа, то есть меньше месяца. Впрочем, банкиры довольны и этим. «Хорошо уже то, что ЦБ обратился к банкам с таким предложением, потому что претензий к старым формам отчетности накопилось много», — заявил «Газете.Ru» источник на банковском рынке.
В этом отношении позиции ЦБ и коммерческих структур вполне совпадала.
ЦБ, со своей стороны, недоволен тем, что российские стандарты отчетности позволяли банкам периодически «рисовать дутые прибыли». Или, например, искусственно наращивать свой капитал, не прибегая при этом к реальному увеличению капитала.
Пример такого «надувательства» продемонстрировал Сбербанк России в августе 1998 года: когда государство уже отказалось от выплат по своему внутреннему долгу, оформленному в государственные ценные бумаги (ГКО и ОФЗ), и фактически эти бумаги не стоили ни копейки Сбербанк продолжал их учитывать на своем балансе по номинальной стоимости. В результате Сбербанк демонстрировал прибыль, в то время как практически все без исключения российских банков несли огромные убытки.
Сергей Львов, директор департамента бухгалтерского учета и отчетности БИН-банка заявил «Газете.Ru» о том, что отечественное банковское сообщество давно ожидало, что стандарты предоставления банковской отчетности будут пересмотрены. «Центробанк, наконец, сделал этот логичный и, на мой взгляд, совершенно необходимый шаг. В списке отчетности содержится ряд форм явно устаревших или требующих существенной переработки», — считает эксперт. По словам Сергея Львова, банковский сектор должен с 2006 года перейти на международные стандарты финансовой отчетности, в связи с чем еще осенью 2004 года отменена одна из инструкций, регламентирующая отчетность по российским стандартам. Но часть отчетных форм из нее продолжает действовать — их ЦБ просто забыл отменить. А заполнение этих форм требует значительных трудозатрат и ведения отдельного внесистемного учета. Не говоря уж о том, что банкам из-за этого приходится «раздувать» штат подразделений, которые занимаются подготовкой отчетности. И это лишает финансово-кредитные структуры возможности уделять больше внимания подготовке документации по международным стандартам финансовой отчетности, подчеркивает эксперт.
Кроме того, по словам Сергея Львова,
ряд форм отчетности, ведение которых достаточно обременительно для банков, а используются они не для надзора и снижения банковских рисков, а для внутренних целей самого Центробанка. «В данном случае необходима добрая воля Центробанка и разумный подход к сокращению форм отчетности, носящих явно статистический характер»,
— отмечает Львов.