Накануне конфронтация Грузии с России достигла такой точки, что вчерашний день напоминал подготовку к войне. На границе с Южной Осетией объявили чрезвычайное положение, мятежную автономию вновь полностью заблокировали. В России на эти жесты никак не отреагировали, однако поздно вечером грузинский президент решил все же перестраховаться.
Михаил Саакашвили объявил, что в планы республики не входит ссора с Россией. «Грузинское государство не потерпит в неконтролируемых зонах на своей территории свободного передвижения преступных элементов.
Я не хочу все направлять против России. Нам не выгодно это делать, также как России не должно быть выгодно иметь неконтролируемые зоны», — сказал Саакашвили на встрече с личным составом МВД Грузии во вторник вечером.
Ранее во вторник пресс-служба МВД Грузии распространила видеозапись допроса подозреваемого в совершении теракта в Гори 1 февраля Георгия Валиева. Перед камерой он заявил, что российские спецслужбы занимаются подготовкой диверсантов, которые затем проводят теракты на территории Грузии. Валиев рассказал, что в лагере близ Цхинвали находилось 100–115 человек, к которым приезжали российские инструкторы – обучать их взрывному делу и умению выживать в сложных ситуациях. А летом прошлого года лучших учеников вывезли в Северную Осетию в Дарьяльское ущелье, где они уже обучались стрельбе и установке мин. После чего осенью из обученных бойцов якобы были сформированы несколько диверсионных групп, одна из которых и подорвала в Гори «Жигули» 1 февраля (тогда погибли три человека, 26 получили ранения различной тяжести).
Грузинский президент подчеркнул, что готов «завтра же» передать российской стороне материалы по расследованию теракта с признанием задержанных подозреваемых.
«Говорят, что имело место какое-то воздействие. Пусть приедут российские представители и сами допросят», — предложил Саакашвили.
Стоит отметить, что министр по особым поручениям Южной Осетии Борис Чочиев сообщил ранее, что задержанные грузинскими спецслужбами «являются обычными жителями Цхинвали, никакого отношения к силовым структурам не имеют». «На момент задержания никаких разговоров о причастности задержанных к террористической деятельности не было, признание в причастности было «выбито» из Валиева грузинскими спецслужбами», — сказал Чочиев.
После беседы Саакашвили с сотрудниками МВД, политическую линию быстро поменяли и в силовом ведомстве. Еще накануне министр Мерабишвили не исключал вероятности того, что за подозреваемым в совершении другого теракта — покушения на Джорджа Буша Владимиром Арутюняном — стоят бывшие власти Аджарии и российские спецслужбы. Однако уже после встречи с президентом глава МВД Грузии Вано Мерабишвили свое мнение диаметрально поменял. Он заявил, что на сегодняшний день у него нет свидетельств тому, что обвиняемый в терроризме Владимир Арутюнян, задержанный 20 июля, был связан с какими-либо другими злоумышленниками.
«Дело Арутюняна не идет куда-то далеко, и в нем пока не выявлено другого лица, хотя есть несколько незначительных и непроверенных пока информаций», — сказал Мерабишвили вечером в прямом эфире телекомпании «Имеди».
С российской стороны пока никаких заявлений не последовало.
Неизвестно, захотят ли российские спецслужбы допросить цхинвальских террористов, однако проигнорировать с одной стороны мирное, а с другой стороны вполне провокационное заявление будет сложно.
Если Москва никак не ответит на предложение Саакашвили самим проверить показания заключенных – Россия фактически признает правоту грузинских силовиков и сознается в том, что действительно готовила диверсантов.
«Газета.Ru» продолжает следить за российско-грузинским дипломатическим кризисом.