Понедельник стал в Грузии антироссийским днем. За одно утро грузинские руководители обвинили Москву сразу в нескольких громких преступлениях, каждого из которых достаточно, чтобы Россия была исключена из ООН и против нее были введены международные санкции.
Главную сенсацию породил глава МВД Грузии Вано Мерабишвили. На брифинге он докладывал об окончании расследования подрыва автомобиля в городе Гори 1 февраля этого года, когда погибли трое мирных жителей.
Непосредственные исполнители этого теракта Гия Валиев и Гия Засыев задержаны в ходе спецоперации 17 июля в Цхинвальском регионе и в настоящее время находятся в Тбилиси, сообщил на понедельничном брифинге министр внутренних дел Грузии Вано Мерабишвили. «Задержан также некий Иосиф Кочиев, который приобрел автомобиль, взорванный террористами у здания полиции», — сказал министр. По его информации, установлены все члены диверсионной группы и с сегодняшнего дня они объявлены в розыск.
После этого Мерабишвили сказал главное: все задержанные, по данным МВД, входили в диверсионную группу, созданную примерно полтора года под руководством полковника Главного разведуправления (ГРУ) Генштаба РФ. Грузинский министр назвал и имя полковника – Анатолий Сысоев.
Своих бойцов Сысоев якобы готовил на территории России, после чего «этой группой были осуществлены несколько терактов на территории региона Шида Картли, в том числе и у здания региональной полиции в Гори», — отчитался о проделанной работе Мерабишвили. Как следовало из слов Мерабишвили, Сысоев и другие, еще не схваченные «диверсанты» объявлены грузинами в розыск.
Министр также сообщил, что в понедельник он встретился с послом России в Грузии Владимиром Чхиквишвили и передал ему все материалы следствия, попросив помочь в задержании подозреваемых.
Продолжил атаку на Россию присутствовавший на брифинге председатель парламентского комитета по обороне и национальной безопасности Грузии Гиви Таргамадзе (он традиционно занимает самую антироссийскую позицию из всех действующих политиков Грузии).
Парламентарий заявил, что на территории страны действует несколько групп диверсантов российского ГРУ — до 120 человек.
«По нашим данным, на территории Грузии действует большая агентура российских спецслужб», — поделился своими соображениями Таргамадзе, добавив, что «мы надеемся, что российская сторона очистит нашу территорию от агентов, которые в таком большом количестве здесь работают». «Россия прямо участвует во внутреннем конфликте Грузии», — заявил глава парламентского комитета по обороне.
Заявления грузинских чиновников прозвучали неожиданно как для российской, так и для грузинской стороны. Ни в аппарате комитета по обороне парламента Грузии, ни в пресс-службе МВД Грузии «Газете.Ru» не смогли прокомментировать высказывания своего руководства. Такая же растерянность наблюдалась и среди российских чиновников. В Министерстве обороны «Газете.Ru» заявили: «Мы категорически опровергаем утверждение грузинской стороны о причастности сотрудников ГРУ к совершенным на территории Грузии диверсиям и терактам». В МИДе «Газету.Ru» попросили подождать пока делать выводы. «Несомненно, мы сделаем официальное заявление по поводу этих обвинений, но для этого необходимо сначала разобраться в ситуации», — сообщили «Газете.Ru».
В российском посольстве в Тбилиси все обвинения также отвергают. Пресс-секретарь посольства Евгений Иванов сообщил «Интерфаксу», что отрицает участие каких-либо российских официальных лиц или ведомств в противоправных действиях на территории Грузии.
Бредом и ложью называют заявление Мерабишвили и официальные лица Южной Осетии. Госминистр по особым делам непризнанной Южной Осетии Борис Чочиев в интервью телекомпании «Рустави-2» назвал «грязной ложью» заявление Мерабишвили о теракте в Гори. «Я бы советовал главе МВД Грузии искать настоящих диверсантов и не охаивать огульно российскую сторону», — возмутился Чочиев. Он сообщил также, что не знает никого полковника ГРУ Сысоева, признав, однако, что человек с такой фамилией действительно ранее работал в Цхинвали. Помощник президента Южной Осетии Дмитрий Медоев, в свою очередь, назвал заявление Мерабишвили абсолютнейшим бредом. «Сейчас идет процесс вывода российской базы из Ахалкалаки, к этому и приурочили и поимку террориста, покушавшегося на Буша, и раскрытие преступления в Гори», — считает помощник президента. «Мы прекрасно знаем, как работает правоохранительная система Грузии, как там шьются уголовные дела, и можем говорить, что это просто спланированная провокация, — заявил Медоев «Газете.Ru». — России не дают спокойно вывести войска, не дают уйти красиво, вот и стараются всюду найти руку Москвы и происки Кремля».
Кстати, заявлениями о причастности России к событиям в Гори Грузия не ограничилась.
Тот же Таргамадзе объявил в понедельник, что к громкому покушению на Джорджа Буша 10 мая этого года, возможно, причастны российские спецслужбы и свергнутый правитель Аджарии Аслан Абашидзе.
Следствие не искючает связи Арутюняна с бывшим руководством Аджарии и российским руководством, изучаются возможные контакты подозреваемого со спецслужбами иностранных государств, сообщил в понедельник парламентарий в эфире телеканала «Рустави-2». То есть Таргамадзе, не выдвигая каких-то конкретных обвинений и не подкрепляя их доказательствами, напугал всех оппонентов Грузии возможностью выдвижения против них обвинений в покушении на американского лидера. По словам председателя комитета по обороне, «Арутюнян не мог быть одиночкой, который сам написал сценарий покушения на Буша и сам же его исполнил». В российском МИДе заявление Таргамадзе пока тоже не комментируют.
Пока официальная Москва размышляет над ответом грузинам, российские политологи говорят, что сегодняшние события – это самый глубокий кризис в отношениях двух стран. Алексей Макаркин, эксперт Центра политических технологий, в беседе с «Газетой.Ru» заявил: «Отношения двух стран сейчас настолько плохие, что на Россию можно валить все что угодно. Отсюда и намеки в организации покушения на американского президента и обвинения в теракте в Гори. Сейчас возникла конфликтная ситуация, в которой надо как-то договариваться. Начинаются сложные переговоры, все это связано с процессом вывода войск. Апелляция в данном случае идет не к России, а к Западу. Чтобы западные партнеры надавили на Россию, Грузия обращается к ним за помощью. Но только на Западе уже привыкают к жалобам Грузии и перестают на них реагировать, а, значит, эти проблемы Тбилиси придется решать напрямую с Москвой».