Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Восточный недолив

Китай озабочен тем, что Россия в 2005 году может сорвать выполнение соглашения по поставкам нефти. Пекин обвиняет в этом ОАО «Российские железные дороги», но было бы уместнее адресовать претензии правительству, которое подписало соглашение, не продумав, кто должен его выполнять.

В пятницу министру транспорта Игорю Левитину, находящемуся в Пекине, пришлось выслушать жалобу председателя Госкомитета по делам развития и реформ Китая Ма Кая о том, что Россия срывает график поставки нефти в эту страну. «Китай проявляет озабоченность в связи с недовыполнением плана поставок нефти из России в первой половине нынешнего года», — заявил китайский чиновник.

В соответствии с двусторонним российско-китайским соглашением, подписанным в 2001 году, в 2005 году Россия должна поставить в Китай 10 млн тонн нефти, но за 6 месяцев железные дороги доставили в Китай лишь 3,5 млн тонн.

Ма Кай, как передает Прайм-ТАСС, при этом выступил с критикой ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), которые занимаются перевозкой нефти. Компания, сказал чиновник, не обладает достаточными мощностями для налива нефти в цистерны.

В самих РЖД говорят, что не понимают, почему критика адресована именно железнодорожниками, которые не должны обладать нефтеналивными мощностями.

«Все объемы на основании поданных нефтяниками заявок перевозятся. Мы, как перевозчик, выполняем все контракты. Проблем с подвижным составом у нас нет. Мы не взялись бы за этот проект, если бы не были уверены, что выполним свои обязательства», — пояснила «Газете.Ru» представитель пресс-службы РЖД Елена Кулакова.

Глава российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев тоже убежден, что виноваты в срыве поставок вовсе не железные дороги, а производители: «Роснефть», ЮКОС и «ЛУКойл».

Из 10 млн тонн, которые Россия поставит в этом году в Китай, 4 млн приходятся на «Роснефть». «Все свои обязательства мы выполняем в полном объеме, и даже с опережением графика поставок», — заявил «Газете.Ru» представитель компании Александр Степаненко.

Поставки «ЛУКойла» должны за год составить 3 млн тонн. Но, как честно признают в компании, недавно их осуществление прекращено.

«Мы были готовы поставлять нефть в Китай, но при условии, что при увеличении объемов поставок российскими нефтяниками с 6 млн тонн в прошлом году до 10 млн РЖД нам предоставит более низкий тариф. На переговорах речь шла о том, чтобы он был снижен с $75 до $35 за тонну, — пояснил ситуацию «Газете.Ru» начальник отдела по работе с инвесторами «ЛУКойла» Геннадий Красовский. — Договориться не удалось, а сегодня нам невыгодны поставки в Китай по существующему тарифу. Пока шли переговоры, поставки продолжались, а теперь мы увеличили загрузку российских НПЗ на 300 тыс. тонн в месяц и производим больше нефтепродуктов».

В ЮКОСе комментариев не дают, но в начале лета текущего года — после отчуждения «Юганснефтегаза» (проданного с аукциона за долги ЮКОСа и ставшего собственностью «Роснефти») у НК резко упали объемы добычи, и представители компании заявили, что не видят возможности выполнять контрактные обязательства перед Китаем.

Аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев рассказывает, что у ЮКОСа законтрактовано около 3 млн тонн, а по его подсчетам, через погранпереход Наушки компания в первом полугодии поставила в Китай 1,2 млн тонн.

«Соглашение по поставкам в Китай было пролоббировано Михаилом Ходорковским, и считалось, что выполнять его будет ЮКОС. Для компании это соглашение было «крышей» для другого проекта – строительства трубопровода на Дацин. Но государство разгромило ЮКОС, и у него нет способов, которыми можно было бы заставить нефтяников поставлять нефть в Китай и выполнять государственное межправительственное соглашение», — рассказывает президент Института энергетической политики Владимир Милов.

«Институт межправительственных соглашений в нефтегазовом секторе устарел, ведь промышленность в основном – частная, а обязательства по соглашениям – государственные, — убежден Милов.

«Факт неисполнения соглашения налицо, — рассуждает эксперт. — В правительстве никто серьезно не обсуждал, кто будет его выполнять. Есть некое понимание, что этим придется заняться «Роснефти», но механизма делегирования ей полномочий (например, предоставления операторства) не существует. «Роснефть» потенциально могла бы нарастить поставки и спасти ситуацию, но ей нужно время, чтобы разобраться со своими проблемами, а китайцы не хотят проявить понимание и требуют формального исполнения соглашения. Получается, что Россия подписалась под соглашением, не продумав детали его выполнения».

Новости и материалы
В «Вашингтоне» испытали шок после перелома ноги Овечкина
Затерявшийся на свалке диск с биткоинами подорожал до 73 млрд рублей
Россияне стали вдвое чаще жаловаться ЦБ на блокировку счетов
В Таиланде турист напал с пластиковым стулом на трансгендерную женщину
Российским заключенным разрешат носить пижамы, легинсы и шарфы
ВТБ назвал главные схемы мошенничества в «черную пятницу»
WSJ узнала, кому Трамп предложил возглавить министерство финансов США
Генсек НАТО хочет убедить Трампа не уступать России
Доля российских удобрений на рынке Европы рекордно выросла
Посетитель ночного клуба признался диджею в любви и откусил у него ухо
Названы уязвимые к российским холодам автомобили
Марочко сообщил, что украинские военные сбросили тела неизвестных в реку
ВС РФ уничтожили укрепрайон ВСУ у Макеевки в ЛНР
«Вашингтон» без сломавшего ногу Овечкина проиграл «Колорадо»
Во время урагана в Москве пострадали не менее четырех человек
Стало известно, как Украина хочет «сбивать» российские ракеты «Орешник»
Эстония лишь спустя три дня после удара «Орешника» созовет Совбез по Украине
Крупная автомобильная авария произошла на юго-востоке Москвы
Все новости