В пятницу утром правоохранительные органы Красноярского края сообщили, что найдены все семеро воспитанников детского дома № 107, пропавших вечером 16 июля 2005 года из лагеря «Сосновый бор» в пригороде Красноярска. Последний из сбежавших, Андрей Плякин был обнаружен нарядом ППС Свердловского РУВД в районе одного из уличных рынков на улице Матросова в Красноярске. «В поисках беглецов участвовало значительное число сотрудников патрульно-постовой службы, как в самом городе, так и в пригородном Сухобузимском районе, где находится лагерь», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе ГУВД. Сотрудники милиции добавили, что уже сейчас 13-16-летние Илья Рукосуев, Даниил Сысоев, Александр Феоклистов, Виктор Ковальчук, Никита Сисин и Василий Швалев и Андрей Плякин вновь находятся в оздоровительном лагере.
Милиционеры, уже подводя итоги ЧП, рассказали подробности побега сирот, которые удалось выяснить инспекторам по делам несовершеннолетних УВД Красноярска, которые беседовали с детьми после их обнаружения. По данным областного ГУВД, подростки отправились в Красноярск, где проходил День металлурга. Охраняемую территорию лагеря они покинули, разделившись на несколько групп. Причем, по данным милиции, уйти из лагеря им удалось практически беспрепятственно: днем на всей территории базы отдыха дежурят только двое милиционеров, а ночью охрана детей полностью лежит на воспитателях. За пределами «Соснового бора» поймали попутные машины и благополучно добрались до города.
На третьи сутки после побега, вечером 18 июля 2005 года, трех беглецов нашли в Красноярске: Виктор Ковальчук попался на попытке кражи мобильного телефона в супермаркете «Каравай» в Советском районе города. Еще двоих, Василия Швалева и Никиту Сисина, обнаружили в тот же день в квартире их знакомых на улице 9 Мая. Правда, через час после того, как их отвезли в лагерь, они вновь убежали – но 20 июля сами вернулись в «Сосновый бор». Как сообщили в пресс-службе ГУВД Красноярского края, в ночь на 21 июля Даниила Сысоева нашли в квартире его сестры на улице Королева. Илью Рукосуева, Александра Феоктистова и Андрея Плякина милиционеры заметили сидящими рядом со станцией «Енисей» Красноярской железной дороги. Мальчики кидались камнями в проходящие мимо поезда. Когда сотрудники правоохранительных органов подошли к подросткам, те бросились врассыпную. Рукосуева и Феоктистова милиционеры поймали, а Плякина им догнать не удалось – и его пришлось снова искать. Поиски подростка, говорят в ГУВД, осложнялись тем, что у оперативников не было даже его фотографии (почему руководство интерната не предоставило милиционерам фото ребенка, они не пояснили). Только спустя сутки мальчик был найден.
Правда, практически сразу же после того, как милиционеры отчитались за проделанную работу, им вновь пришлось приступить к поискам.
Через несколько часов после заявления ГУВД Красноярского края, стало известно, что трем школьникам удалось снова убежать от воспитателей лагеря.
Как сообщили в пресс-службе ГУВД, территорию лагеря вновь покинули Даниил Сысоев, Александр Феоклистов и Илья Рукосуев. Найти их пока не удалось. Куда они могли пойти, сотрудники правоохранительных органов пока не знают.
Правоохранительные органы пока не возлагают ответственность за побеги сирот на воспитателей. В частности, в прокуратуре Красноярского края «Газете.Ru» сообщили, что вопрос о возбуждении дела в отношении воспитателей, не усмотревших за детьми, сейчас не рассматривается. «Подождите говорить о возбуждении дела. Дайте нам их найти! – заявила сотрудник пресс-службы ГУВД края Татьяна Шкамплетова. — Хотя в отношении кого возбуждать дело? Дети самовольно бегут. Их в лагере 100 человек. К каждому воспитателя не приставишь. Я разговаривала вчера с одним из них. Он говорит, что в лагере им хорошо, но скучно».
Начальник отдела по делам несовершеннолетних ГУВД Красноярского края Владимир Вараксин тоже считает, что в случившемся нет вины взрослых : «Мы не можем сказать, что имела место недоработка воспитателей. Все в лагере организовано нормально. Просто ребята услышали про концерт в Красноярске и решили на него сходить. Я не могу поставить случившееся в вину воспитателям. Тем более что случаи побега на несколько часов в лагере происходят довольно часто».
В милиции и в интернате, где живут дети, считают, что воспитанники сбегают, потому что «такими родились».
Как рассказал заместитель начальника угрозыска ГУВД края Александр Привалов, все дети — социальные сироты, их родители лишены родительских прав: «Мы подняли анкеты этих детей, родители у всех хронические алкоголики, а сами дети не любят жить в обычном лагере: им нужна толпа, люди, свобода». Исполняющий обязанности директора детского дома № 107 Николай Будник вообще заявил, что не удивится, если сироты продолжат побеги. «Это трудные подростки, которые состоят на учете в детской комнате милиции как склонные в бродяжничеству, и они не желают находиться под присмотром взрослых», — сообщил он.
Тем не менее красноярские чиновники уже заявили, что воспитатели все-таки виноваты в произошедшем – и дом-интернат №107 будет взят под особый контроль.
В пятницу состоялось выездное заседание межведомственной комиссии по вопросам организации детского отдыха. Главной его темой стал побег сирот из «Соснового бора». Как заявила начальник управления образования Красноярска Нина Жилинская, интернат необходимо постоянно контролировать – чтобы подобное больше не случалось. В пресс-службе администрации города пояснили, что работа воспитателей и руководства интерната по организации отдыха детей была признана неудовлетворительной. По словам начальника управления образования Советского района Евгения Зимина, подростки долго планировали этот побег и рассказали о нем многим: «Вечером в субботу их видели на праздновании Дня металлургов в Красноярске, однако они пообещали сами вернуться в лагерь сразу после концерта, поэтому воспитатели только через сутки заявили об их исчезновении в милицию». «Основная причина побегов воспитанников интерната №107 — то, что воспитанники уже выросли, — считает он. — 75% детей, живущих в интернате, старше 14 лет, а некоторые воспитанники достигли 18-летнего возраста. Уже были свадьбы между сиротами, и детей они рожали. Все лето сидеть в лагере им скучно, нечего там делать — они уже взрослые».
Заместитель мэра Красноярска Василий Куимов считает, что к побегу школьников толкнуло равнодушие воспитателей и педагогические просчеты: «Это же 14-летние дети, а не преступники. И если они так хотели побывать на концерте, посмотреть фейерверк, нужно было их отвезти коллективно».
А начальник отдела по делам несовершеннолетних УВД города Марина Михеева добавила, что лагерь «Сосновый бор», расположенный в поселке Борск Сухобузимского района, – лидер по побегам несовершеннолетних. «Не нужно отправлять в лагерь детей старше 14 лет. Им не хватает свободы. Летом можно, например, привлечь их к ремонту интерната», — заявила она. Но, как удалось выяснить, единственная мера, которая будет принята до конца сезона в лагере – это «усиление педагогического состава». На следующий год чиновники обещали придумать что-нибудь другое.