В Киргизии с сегодняшнего дня официально запрещена предвыборная агитация. Внеочередные выборы президента страны пройдут в воскресенье 10 июля. В Бишкек уже прибыли более 250 наблюдателей, в том числе из стран СНГ. В состав группы наблюдателей входят также представители США, Великобритании, Австралии, Таиланда и Украины, которая решила наблюдать отдельно от представителей СНГ.
С 9 июля весь бишкекский гарнизон переведен на круглосуточный режим службы, который сохранится и в день выборов.
К охране общественного порядка в южной столице республики городе Ош привлечены 800 силовиков.
Под особую охрану взяты все 2182 избирательных участка. Как сообщили в МВД Киргизии, правоохранительные органы «будут пресекать любые попытки организации незаконных массовых акций».
На пост президента Киргизии в основном претендует нынешний премьер-министр и исполняющий обязанности президента Курманбек Бакиев. Помимо него в избирательные бюллетени включены политики, хотя и известные в Киргизии, но имеющие мало шансов на победу. Это лидер Партии защиты прав промышленников, предпринимателей и обездоленных Акбаралы Айтикеев, а также в прошлом депутат, а теперь лидер Демократического движения Кыргызстана Жыпар Жекшеев. Там числится и прославившийся в революцию Кенешбек Душебаев, известный тем, что побывал на должности министра внутренних дел всего одни сутки – с 23 на 24 марта.
Серьезные шансы набрать голосов больше статистической погрешности есть лишь у Турсунбая Бакир Уулу. Главный правозащитник республики позиционирует себя как глубоко верующего мусульманина, и на его сторону вполне могут стать религиозные жители Киргизии. В списке есть одна женщина – руководитель киргизской Ассоциации неправительственных организаций Токтайым Уметалиева.
Но главный соперник у Бакиева всего один: хорошая погода. Дело в том, что все в Киргизии знают, кто победит на выборах. Бакиеву удалось заключить союзы со всеми, кто мог стать его врагами.
Феликс Кулов — сильный политик, по рейтингу даже обгонявший и. о президента, согласился идти в связке с и. о. президента в обмен на пост премьера с расширенными полномочиями.
Другой оппозиционер Адахан Мадумаров, реально оценив свои шансы, довольствовался постом одного из вице-премьеров республики. Менее значимых фигур ЦИК под разными предлогами просто не зарегистрировал. Сейчас большинство из наблюдателей склоняются к тому, что уже в первом туре Бакиев может получить около 60–70% голосов.
Когда Бакиев сам себя сделал безальтернативным кандидатом, возникла другая реальная угроза – низкий процент явки. По киргизским законам она должна составлять 50% избирателей + 1% от общего числа проголосовавших. Но выборы проходят в воскресенье, и ставшие аполитичными недавние бунтари поедут отдыхать на свои участки, уверенные в исходе кампании. Правительство страны не перестает обращаться к гражданам страны с призывами 10 июля исполнить свой гражданский долг. Чтобы справиться с проблемой, киргизские власти даже решили изменить Кодекс о выборах и на два часа увеличить время голосования в летнее время. Теперь граждане могут голосовать с 7 до 21 часов. Бакиев не скрывает, что летнее время голосования призвано обеспечить участие в выборах большего количества электората «и, соответственно, более полно реализовать конституционно закрепленные права граждан Киргизии».
В Бишкеке и ряде регионов Киргизии появились анонимные листовки с призывами бойкотировать президентские выборы или голосовать против всех. По свидетельству представителей Народного движения Кыргызстана, не обошлось и без материальных стимулов: за неучастие в выборах неизвестные предлагают избирателям по 200–300 сомов ($5–7). Авторство обращений представители правоохранительных органов установить не смогли.