Во вторник Генеральная прокуратура направила в Интерпол новые данные о расследовании дела Леонида Невзлина, а также предъявила ему новые обвинения. Совладельцу ЮКОСа Генпрокуратура России инкриминирует то, что именно по его указанию бывший начальник отдела службы безопасности компании Алексей Пичугин организовал с 1998-го по 2002 годы убийства «ряда лиц, которые вступали в конфликт с руководством ЮКОСа».
«По данным следствия, Алексей Пичугин, обвиняемый в убийствах, действовал по прямому указанию Леонида Невзлина», — заявил во вторник Владимир Колесников. Замгенпрокурора не уточнил, направлены ли новые следственные материалы в Израиль, где в последнее время живет Невзлин. Колесников лишь отметил, что ранее, в апреле, российская прокуратура направила за рубеж (в том числе по линии Интерпола) материалы, необходимые для экстрадиции Невзлина.
Хотя в Генпрокуратуре заявляют, что дело Пичугина не имеет политической подоплеки, сторонники компании ЮКОС уверены, что новые обвинения являются местью Пичугину за то, что он отказался давать показания против Невзлина.
Если суд признает Пичугина виновным, его могут приговорить к пожизненному заключению.
Генпрокуратура заявила о завершении расследования второй партии уголовных дел в отношении бывшего сотрудника службы безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина, уже осужденного на 20 лет колонии за двойное убийство и покушение на убийство. Всего Пичугину предъявлено обвинение по пяти новым эпизодам. Его адвокаты уже начали ознакомление со следственными материалами. Перед этим они дали подписку о неразглашении и теперь фактически не общаются с прессой. Единственное, что смогли сказать адвокаты, – подтвердить сам факт предъявления новых обвинений.
А Георгий Каганер добавил: «Могу сказать только одно – по предъявленным обвинениям у нас возникает масса вопросов».
Через некоторое время он заявил, что Алексей Пичугин не признает вину в инкриминируемых ему новых эпизодах убийств и покушений, сообщает РИА «Новости».
Как стало известно «Газете.Ru», во-первых, Алексей Пичугин обвиняется в организации двух нападений на руководителя австрийской компании East Petroleum Handelsgas mbh Николая Рыбина и убийстве его водителя. Первое покушение было совершено в ноябре 1998 года. Мотивом для него, по данным следствия, стало то, что в 1998 году Рыбин заявил ряд судебных исков о взыскании ущерба, причиненного его фирме деятельностью ЮКОСа. «В этом случае также фигурирует Сергей Горин (прокуратура считает, что Пичугин позже расправился с Гориным за шантаж компании. – «Газета.Ru»)», – отметили в Генпрокуратуре. Однако совершенное в ноябре 1998 года покушение оказалось неудачным: Евгений Рыбин не пострадал, хотя в него выпустили с близкого расстояния обойму из автомата Калашникова.
Второе покушение на Рыбина было совершено в марте 1999 года в Подмосковье. Тогда погиб водитель бизнесмена Федотов, а ранения получили двое милиционеров-охранников. Самого бизнесмена не оказалось в машине, когда ее взорвали и закидали гранатами.
Третье обвинение касается покушения на бывшего управделами компании «Роспром» Виктора Колесова. Оно было совершено осенью 1998 года. Неизвестные напали на бизнесмена рядом с его домом и сильно избили. В прошлый раз Мосгорсуд уже разбирал этот эпизод, признав, что никакого покушения на убийство Колесова не было. Тем не менее следователи снова решили обвинить Пичугина в этом преступлении. Сам же Колесов тоже сообщал ранее, что не считает нападение попыткой убийства. По его словам, с Пичугиным у него не было никаких разногласий и мотива для убийства Колесов не видит.
Четвертым эпизодом в новом деле Пичугина стало убийство главы компании «Феникс», предпринимательницы Валентины Корнеевой в январе 1998 года на улице Покровка в центре Москвы. По данным Генпрокуратуры, мотивом для убийства Корнеевой стал конфликт между ней и руководством банка МЕНАТЕП. В 1993 году этот банк получил разрешение на реконструкцию двух зданий в центре Москвы с правом последующей аренды и выкупа. Собственником здания была Валентина Корнеева, которая руководила фирмой «Феникс» и была владелицей магазина «Чай». Она, по версии следствия, посчитала предложение банка невыгодным и отказалась продать принадлежащее ей помещение. «Посчитав, что ее отказ противоречит интересам банка, Пичугин, вступив в преступный сговор с Леонидом Невзлиным, организовал ее убийство. Для этого он привлек небезызвестного Сергея Горина в январе 1998 года. Некий Владимир Шапиро застрелил ее на глазах мужа», – сообщили в прокуратуре.
Наконец, пятый эпизод связан с убийством мэра Нефтеюганска Владимира Петухова (тогда также был ранен охранник главы города). Это произошло 26 июня 1998 года, когда мэр в сопровождении телохранителя шел на работу. Неизвестные открыли по нему огонь из пистолета-пулемета. По одной из версий, с Петуховым расправились представители местной преступной группировки, которым мэр перешел дорогу при переделе собственности. По другой, разрабатываемой сейчас Генпрокуратурой, убийство было связано с конфликтом Петухова с компанией «Роспром». По мнению следователей, компания недоплачивала в бюджет города.
По данным прокуратуры, исполнителями всех этих преступлений были члены волгоградской преступной группы. Ожидается, что некоторые из них будут свидетельствовать на суде против Алексея Пичугина.
Как установило следствие, в покушениях участвовал Сергей Горин, а также некие Владимир Шапиро, Геннадий Шевцов (Цигельник), Евгений Решетников и главарь группы Владимир Горитовский.
Осенью 2004 года Владимир Шапиро сам неожиданно пришел в Генпрокуратуру с повинной, сообщив, что принимал участие в убийстве Валентины Корнеевой, совершенном за шесть лет до этого. Геннадий Швецов, имевший ранее шесть судимостей и находившийся в розыске за два разбойных нападения, был задержан следователями по подозрению в покушении на Николая Рыбина в 1998 году. А 47-летний Евгений Решетников уже был приговорен к 11 годам лишения свободы в 2000 году по обвинению во взрыве машины Рыбина. Но тогда причастности к этому делу компании ЮКОС суд не установил.
Однако в марте 2005 года, когда Алексей Пичугин уже был осужден на 20 лет лишения свободы, а его подельник Алексей Пешкун – всего на 4 года за сотрудничество со следствием, все подозреваемые заговорили. Они признались не только в том, в чем их подозревали, но и взяли на себя вину за другие эпизоды. Так, например, Швецов и Решетников заявили, что именно они дважды покушались на Николая Рыбина, нападали на Виктора Колесова и убивали мэра Нефтеюганска Владимира Петухова. В частности, они сказали, что за покушения на Рыбина им было обещано $100 тыс. А за убийство Валетнины Корнеевой они получили $5 тыс., а непосредственный исполнитель преступления – Владимир Шапиро – еще и внедорожник.
По некоторым данным, сейчас новоявленные свидетели содержатся в одном из московских СИЗО в достаточно комфортных условиях: в их камерах есть, например, телевизоры, холодильники, установлены кондиционеры. Их обеспечивают хорошим питанием, а за сотрудничество со следствием обещают маленький срок.
Арестованные уже сообщили, что исполняли поручения главаря группы Владимира Горитовского. Но он не может подтвердить их показания, поскольку в 2000 году был убит в криминальной разборке. Видимо, поэтому теперь его подручные смело говорят, что Горитовский получал указания от Сергея Горина. Но и тот не сможет выступить в суде против Пичугина, так как пропал без вести в 2002 году (его труп так и не был найден, но в Генпрокуратуре настаивают, что он был убит). А далее, как считают в прокуратуре, Горин получал указания от Пичугина, а тот – от Леонида Невзлина.
Именно Невзлин и является главной целью нового расследования против Пичугина.
Источники «Газеты.Ru» не исключают, что последние действия Генпрокуратуры стали реакцией на интервью Невзлина немецкому журналу Focus в июне этого года. В нем он рассказал о показательном политическом процессе над Ходорковским и обвинил президента России Владимира Путина и его окружение в том, что они незаконно обложили данью российский деловой мир. Леонид Невзлин, например, утверждал, что Путин получил в подарок от мультимиллиардера и владельца «Челси» Романа Абрамовича шикарную яхту стоимостью $50 млн.
Правозащитные организации тоже не исключают, что новое дело Пичугина стало очередным политическим ходом властей.
«По этому поводу уже сложно сказать что-то новое. Это еще один пример отсутствия правосудия в нашей стране, — заявила «Газете.Ru» глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. — Последние события показывают: власти чувствуют, что тот материал, на основании которого Пичугину объявили безумно жестокий приговор, никого не убеждает, он слишком шаток. Мало того, приговор это вызывает сочувствие. Вот они и суетятся доказать хоть что-нибудь. Опять будет позор — будут копать дальше и придумают еще 12 убийств».