Во вторник, 5 июля, Генеральная прокуратура России планирует завершить расследование нового уголовного дела в отношении сотрудника службы безопасности компании ЮКОС Алексея Пичугина. По версии следствия, ранее осужденный на 20 лет строгого режима за организацию убийств, избиений и покушений Пичугин причастен к еще нескольким убийствам и попыткам убийства.
Всего Пичугину предъявлено обвинение по пяти эпизодам, каждый из которых следователи классифицировали либо как «Убийство» (ст. 105 УК РФ), либо как «Покушение на убийство» (ст. 105 и 30 УК РФ)
О трех инкриминируемых ему эпизодах представители Генпрокуратуры сообщили еще 14 апреля. Речь идет о двух неудачных покушениях на Евгения Рыбина, возглавлявшего австрийскую компанию East Petroleum Handelsgas mbH, и об организации убийства директора ТОО «Торговая фирма «Феникс» Валентины Корнеевой.
По словам представителя Генпрокуратуры Наталии Вишняковой, у прокуратуры нашлись доказательства не только причастности Пичугина к этим преступлениям, но и связи между ним и ныне проживающим в Израиле основным акционером MENATEP Group Леонидом Невзлиным. По заявлению Вишняковой, три перечисленных преступления, которые инкриминируются Алексею Пичугину, совершались им по непосредственному указанию Невзлина.
В понедельник вечером, во время предъявления окончательного обвинения , следователи инкриминировали Алексею Пичугину еще два убийства.
Как удалось узнать «Газете.Ru», в Генпрокуратуре считают, что сотрудник ЮКОСа организовал в 1998 году убийство мэра города Нефтеюганска Владимира Петухова. Трагедия произошла 26 июня 1998 года, когда мэр в сопровождении телохранителя шел на работу. Неизвестные открыли по нему огонь из пистолета-пулемета. По одной из версий, с Петуховым расправились представители местной преступной группировки, которым мэр перешел дорогу при переделе собственности. По другой, взятой на вооружение Генпрокуратурой, убийство связано с конфликтом Петухова с «Роспром-ЮКОС». По мнению мэра, компания недоплачивала в бюджет города.
Узнать, в каких еще убийствах обвиняется Алексей Пичугин, пока не удается.
На этот раз следователи от комментариев отказываются, а адвокаты обвиняемого находятся под подпиской о неразглашении. Единственное, что смогли сказать адвокаты, — подтвердить сам факт предъявления новых обвинений. А Георгий Каганер добавил: «Могу сказать только одно — по предъявленным обвинениям у нас возникает масса вопросов».
Сейчас сотрудник службы безопасности ЮКОСа содержится в СИЗО «Матросская Тишина». Суд над ним начнется после того, как защита ознакомится с материалами дела.
Если суд признает Пичугина виновным, то его могут приговорить к пожизненному заключению.
На просьбу «Газеты.Ru» прокомментировать новые обвинения Пичугину Леонид Невзлин заявил следующее: «Я ничего не знаю об этом. Я не удивлюсь, если в дальнейшем Пичугину будут выдвигаться новые обвинения, чтобы формировать информационный фон. Поскольку я ничего не совершал и в нормальной судебной системе мне бояться нечего, я буду продолжать делать то, что делаю, и говорить правду о режиме Путина. Я ничего не могу сделать, чтобы помочь Пичугину, но я верю, что правда восторжествует и обидчики будут наказаны».
Невзлин также не исключил, что новые обвинения Пичугину могут быть связаны с его (Невзлина) деятельностью по поддержке российской оппозиции.
Ранее коллегия присяжных постановила, что Алексей Пичугин виновен в организации убийства супругов Ольги и Сергея Гориных в 2002 году, в покушении на бывшую сотрудницу пресс-службы мэрии Москвы Ольгу Костину, а также в избиении бывшего управляющего делами компании «Роспром» Виктора Колесова. 24 марта 2005 года суд приговорил Алексея Пичугина к 20 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
По данным адвокатов Алексея Пичугина, в следствии по его делу зафиксировано множество грубых процессуальных нарушений со стороны Генпрокуратуры и ФСБ. Как уже рассказывала «Газета.Ru», во время обысков 19 июля 2003 года представители следственной группы изъяли сейф, принадлежавший Пичугину, и в нарушение норм не произвели его вскрытие при понятых. Кроме того, адвокатам не разрешили присутствовать при проведении обыска. Затем следователи пришли с обыском в офис Пичугина. Там, по словам адвокатов, они осмотрели рабочее место его секретаря-референта, не предъявив сотрудникам службы безопасности компании санкции на обыск. Без той же санкции следователи Генпрокуратуры обыскали одного из коллег Алексея Пичугина.
После задержания, во время допроса в Лефортовском СИЗО, как утверждает сам Пичугин, ему вводили психотропные препараты. По словам адвокатов, позже у него на руках нашли три следа от уколов. Однако руководитель следственной группы Генпрокуратуры Юрий Буртовой отказал защитникам в освидетельствовании Пичугина, считая эту процедуру нецелесообразной. Все иски адвокатов о признании действий Генпрокуратуры незаконными Басманный, а затем Московский городской суд неизменно отклоняли.