В понедельник в Мосгорсуде начался процесс по делу Вячеслава Иванькова, более известного под кличкой Япончик. Уголовное дело 65-летнего криминального авторитета, обвиняемого в двойном убийстве, рассматривается по существу с участием присяжных. Процесс, назначенный на 4 июля, должен был проходить в открытом для прессы режиме. По крайней мере, в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» адвокаты подсудимого говорили, что никаких секретных данных в материалах уголовного дела нет. Однако во время первого судебного слушания представитель обвинения сразу же выступил с ходатайством о закрытии процесса.
Как сообщили защитники Иванькова, представитель прокуратуры Москвы сослался на поступившее к ним письмо из Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России, в котором была выражена просьба «в целях безопасности провести закрытый процесс». По данным МВД, к ним поступила оперативная информация, что на свидетелей или их родственников в ходе процесса может быть оказано давление со стороны криминальных структур.
Судья приобщил письмо к делу, а затем удовлетворил просьбу прокуратуры и сделал процесс закрытым, сообщил «Газете.Ru» один из адвокатов Иванькова Юрий Ракитин.
По его словам, действия судьи стали грубым нарушением УПК, согласно которому после поступления дела в суд никакие материалы следствия больше не принимаются. Защита настаивала, чтобы слушания проходили в открытом режиме. Тем не менее судья попросил удалиться из зала заседаний всех присутствующих.
Обвинительное заключение Вячеславу Иванькову зачитали уже за закрытыми дверями. Как утверждает следствие, 29 февраля 1992 года в московском ресторане «Федан» на Рязанском проспекте подсудимый расстрелял из пистолета троих граждан Турции. Двое турок – Ханан Гултихен и Хусейн Уйган – тогда скончались на месте, еще один, Ахмед Таранчи, был госпитализирован в тяжелом состоянии. Перестрелка произошла во время ссоры в гардеробе ресторана.
По данному делу вместе с Иваньковым должен был проходить его предполагаемый сообщник – криминальный авторитет Вячеслав Слива, который был в тот день с Япончиком в ресторане. Однако Слива умер в 2000 году.
В суд в понедельник был вызван главный свидетель обвинения. Бывший милиционер Андрей Озеров, который в день убийства обеспечивал охрану заведения, подробно описал картину случившегося. «Он вспомнил много деталей, указал даже незначительные детали происшедшего в ресторане», — сообщил «Газете.Ru» адвокат Юрий Ракитин. По его словам, Озеров сообщил, что в турок стрелял мужчина 27 лет, ростом около 180 см и с волосами рыжего цвета.
Прокуратура вызвала Озерова в качестве основного свидетеля, надеясь услышать совсем другое. В 2000 году, когда Вячеславу Иванькову предъявили обвинение, Озеров опознал по фотографии Иванькова в качестве убийцы. Однако очную ставку следователи тогда не проводили.
Появившись в зале суда, Андрей Озеров сообщил, что сидящий на скамье подсудимых Вячеслав Иваньков все-таки не стрелял в граждан Турции. Более того, по словам Озерова, в момент убийства Иванькова вообще не было в ресторане.
Бывший милиционер также отметил, что ранее никогда не был знаком с Иваньковым.
Слова Озерова подтвердили двое других свидетелей преступления – граждане Киргизии, которые в день убийства тоже находились в ресторане. Они сообщили, что преступление совершил высокий человек 30 лет с рыжими волосами, бородой и усами. «Нашему подзащитному на момент совершения преступления уже исполнилось 55 лет», — сказал один из адвокатов задержанного Сергей Котелевский.
По мнению защитников, в показаниях свидетелей «нет ни одной строчки, направленной на обвинение Вячеслава Иванькова в преступлении», сообщил Юрий Ракитин. «Наверное, поэтому они сделали процесс закрытым. Там просто стыдно сидеть, когда приводятся такие доказательства», — поделился своим мнением защитник. По его словам, в деле вообще много нарушений и нестыковок.
По итогам сегодняшнего заседания адвокаты заключили, что теперь Иванькову осталось только доказать, что он не рыжий.
«Я вынужден уже много лет доказывать у себя на родине, что никогда не был рыжим и никогда не был высокого роста», — сообщил в зале суда сам Вячеслав Иваньков.
Представители прокуратуры, выступавшие в суде, отказались как-либо комментировать события первого судебного заседания. Всего же со стороны обвинения в суде планируется допросить 10 свидетелей, в основном сотрудников ресторана «Федан». Как ожидают участники процесса, все судебные слушания займут около недели. После этого в суде пройдут прения сторон, а затем присяжные вынесут вердикт.
В отличие от обещающего стать довольно коротким судебного процесса следствие по делу о расстреле в ресторане продолжалось несколько лет.
Только спустя восемь лет после совершения убийства, в 2000 году прокуратура Москвы предъявила Иванькову обвинение в убийстве по ст. 102 УК РСФСР, да и то заочно. К этому времени Япончик уже отбывал длительное наказание в тюрьме строгого режима Алленвуд (США, штат Пенсильвания). В 1997 году он был приговорен американским судом на девять лет и семь месяцев лишения свободы за организацию фиктивного брака и вымогательство $3,5 млн у двух российских эмигрантов – Александра Волкова и Владимира Волошина.
В июне 2004 года Генпрокуратура России направила в США запрос о выдаче Иванькова российским властям. Япончик как раз досрочно освободился из тюрьмы. Власти США согласились на экстрадицию Иванькова в Россию, и 11 июля передали его сотрудникам российского МВД.
15 июля прокуратура Москвы предъявила Иванькову обвинение по ст. 105 ч. 2 УК РФ (убийство двух и более лиц), а 19 апреля 2005 года передала дело в Мосгорсуд. Во время предварительных слушаний, которые закончились месяц назад, судья удовлетворил только одно ходатайство защитников Вячеслава Иванькова. По словам адвокатов, их клиент полностью отрицает свою причастность к убийству, и поэтому настаивал, чтобы его судили присяжные. Коллегию выбрали 30 июня. Из 47 кандидатов был сформирован основной состав присяжных из 12 человек, а также четверо запасных. Все остальные ходатайства, поданные адвокатами Иванькова во время предварительных слушаний, суд отклонил.