В понедельник пресс-служба правительства опубликовала постановление, уточняющее порядок инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих. Речь, в частности, идет о правилах корректировки совокупного инвестиционного портфеля компаний, управляющих этими средствами. Инвестировать накопленные средства будут управляющие компании (УК), которые будут отобраны в результате конкурса Минфином.
Система «ипотеки для военнослужащих», как отмечают эксперты, во многом напоминает систему инвестирования пенсионных накоплений. И в том, и в другом случае одним из главных ее участников будут частные УК. И в том, и в другом случае закон предусматривает жесткие ограничения на возможные инструменты для инвестирования средств.
Так, максимальная доля активов в совокупном инвестпортфеле УК, осуществляющих доверительное управление накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих, должна составлять 40% для государственных ценных бумаг субъектов РФ. Такие же ограничения предусмотрены для ипотечных ценных бумаг. Максимальная доля для корпоративных облигаций, выпущенных, соответственно, в 2005-м, 2006-м и 2007 году, должна составлять соответственно 60, 70 и 80%. Максимальная доля акций компаний, созданных в форме открытых акционерных обществ, составляет 45–55 и 65% начиная с 2005-го, 2006-го и 2007 года соответственно.
УК имеют право формировать инвестпортфель исходя из своих инвестиционных предпочтений, однако эти ограничения должны соблюдаться неукоснительно. По опубликованному в понедельник правительственному поставновлению, в случае нарушения этих критериев спецдепозитарий в лице Внешторгбанка обязан незамедлительно указать УК на допущенные просчеты, а последние — так же незамедлительно провести «работу над ошибками».
Получается, что, как и в случае с пенсионными деньгами, значительная часть военных денег будет «закачена» в ГКО — инструменты, наименее рискованные, но в то же время наименее доходные. К такому решению УК может подтолкнуть естественное желание сберечь доверенные средства: ведь, как подчеркивают эксперты, контроль за «военными деньгами» со стороны госструктур может оказаться еще более жестким, чем контроль за управлением пенсионными сбережениями
Неясно, впрочем, насколько приток этих средств на рынок ГКО отвечает интересам правительства: ведь еще недавно представители Минфина выражали обеспокоенность в связи с будущим этого сегмента финансового рынка. Как пояснял экс-директор департамента государственного долга Минфина Александр Чумаченко, объем пенсионных накоплений в ближайшие четыре года резко возрастет, и если эти деньги «хлынут» на рынок гособлигаций, то последний просто «рухнет» под их тяжестью. А теперь эта перспектива становится еще более тревожной: к «пенсионным» деньгам могут прибавиться «военные» деньги.
Эксперты, правда, надеются, что избежать краха рынка ГКО правительству все же удастся.
«В случае с «военной ипотекой» речь идет не о таких больших деньгах, как в случае с «пенсионкой»: в 2005 году из бюджета на личные счета военнослужащих будет переведено 2,11 млрд рублей, или $74 млн. За три года — ко времени, когда ситуация на рынке ГКО, по прогнозам Минфина, может обостриться, эта сумма возрастет максимум до $250–270 млн», —
пояснил «Газете.Ru» директор департамента по продажам УК «ПИОГЛОБАЛ Эссет Менеджмент» Валерий Иванов.
Впрочем, по мнению эксперта, это не повод, чтобы «расслабляться»: дело ведь не только в том, чтобы уберечь рынок гособлигаций от возможных потрясений, но и в том, чтобы заинтересовать УК инвестированием накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих.
«Пока интерес к этому начинанию есть — многие УК собираются участвовать в конкурсе, хотя весьма вероятно, что критерии отбора здесь будут значительоно жестче, чем критерии отбора компаний для управления «пенсионкой», — заявил «Газете.Ru» вице-президент управляющей компании «АТОН-менеджмент» Вадим Сосков. Однако, по словам эксперта, УК привлекает то, что в данном случае средства между «победителями» будут распределяться автоматически.
«Предполагается, что компании, отобранные в результате конкурса, получат под управление равное количество средств и им не придется потом «бегать» за каждым потенциальным клиентом в отдельности, уговаривая его отдать средства под управление, — отмечает Сосков. —
Другой разговор, будет ли управление этими средствами привлекательно с точки зрения доходности инвестпортфелей — на этот вопрос однозначный ответ пока сложно дать».
Волнует этот вопрос и Валерия Иванова: «Хотелось бы верить, что в этом случае будет учтен опыт пенсионной реформы и компании реально смогут вкладывать переданные под управление средства в широкий спектр инструментов». Иначе, как подчеркивают специалисты, игра в который уже раз не будет стоить свеч: доходность инвестпортфелей, сформированных на основе «военных денег», может оказаться близкой к нулю или даже отрицательной.