В министерстве юстиции РФ отмечают, что направило в минюсты Литвы и Нидерландов обращение с просьбой о выявлении на их территории активов аффилированных структур ЮКОСа. Основанием для запроса российские чиновники считают некие неназванные «международные акты о правовой помощи».
Ключом к пониманию ситуации на рынке считают второе предложение Минюста РФ к литовцам и голландцам:
запретить регистрацию любых сделок с ценными бумагами Mazeikiu Nafta — 53,7% акций этого НПЗ, по данным ЮКОСа, принадлежат амстердамской дочке НК — «ЮКОС-Файненс Б. В.». Управляющий фондами Prosperity Capital Mangement Иван Мазалов уверен, что цель — заморозить зарубежные активы ЮКОСа, чтобы Mazeikiu Nafta «не продали на сторону».
Не так давно владельцы ЮКОСа официально объявили, что распродают свои активы. В том числе может быть продан пакет Mazeikiu Nafta, и чтобы не допустить такой сделки, Минюст обратился к литовским властям. Но формально владеет пакетом голландская компания, и существуют способы избавиться от Mazeikiu Nafta, не продавая его напрямую. Для этого достаточно размыть долю ЮКОСа в его дочке.
«Голландская компания в принципе может провести допэмиссию своих акций, а ЮКОС ее не выкупит. В этом случае доля ЮКОСа в «ЮКОС-Файненс Б. В.» будет размыта, голландская компания станет хозяином НПЗ и сможет продать его по своему усмотрению», — рассуждает Мазалов.
Кроме того, в начале мая замминистра хозяйства Литвы, он же — председатель правления Mazeikiu Nafta Няриюс Эйдукявичюс говорил, что пакет в 53,7% был передан Yukos International UK BV, зарегистрированной также в Нидерландах. А это обстоятельство уже смахивает на банальный вывод активов.
Но такой исход не устраивает Кремль и Белый дом, прекрасно сознающих стратегическую важность Mazeikiu Nafta, в комплекс которого входит не только НПЗ, но и морской экспортный терминал Бутинге.
Российские компании уже строятся в очередь за активом, среди них — «ЛУКойл», ТНК-ВР и Газпромбанк.
В Минюсте обосновывают свою просьбу к Литве и Нидерландам налоговой задолженностью ЮКОСа, которую чиновники почему-то оценили всего в $2 млрд — об этом говорится в заявлении министерства. «НК ЮКОС не предпринимает активных действий по погашению этой задолженности. Так, за последние два месяца от ОАО «НК ЮКОС» поступило только 290 тыс/ рублей, — заявил информагентствам представитель Минюста. – В связи с этим Федеральная служба судебных приставов намерена продолжить работу по выявлению иностранных активов ЮКОСа и добиваться запрета на их отчуждение».
Заявления чиновников Минюста выглядят тем более странными, что буквально на днях сам ЮКОС оценил начисленные ему, но неоплаченные долги почти в $11 млрд. «По всем налоговым претензиям за четыре года ЮКОСу начислено 583 млрд рублей налогового долга, — заявил председатель совета директоров ЮКОСа Виктор Геращенко. — ЮКОС выплатил 407,2 млрд, то есть две трети. В эту сумму вошла и стоимость «Юганскнефтегаза», незаконно экспроприированного у компании… Сейчас долг компании составляет 311 млрд рублей».
Стало быть, Минюст и ЮКОС оперируют разными цифрами, но откуда взялась такая разница, в Минюсте не говорят. Молчат по поводу странной депеши и российские власти, и законодатели. Так, в комитете по международным делам Совета федерации «Газете.Ru» заявили, что Михаил Маргелов не говорит на тему ЮКОСа, а кроме того, без запроса в МИД такие комментарии не дают.
Председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев сказал «Газете.Ru»: «Ничего чрезвычайного в запросе Минюста не вижу. Я сам, работая в МИДе, неоднократно сопровождал запросы различных российских государственных органов в госорганы зарубежных стран, в том числе и по линии Министерства юстиции. Эти запросы касались как фискальных, так и уголовных дел».
«Литва и Нидерланды — отнюдь не самые дружественные по отношению к России государства в плане исполнения запросов. Я думаю, что инициатива чиновников Минюста обречена на неудачу. С этими странами у нас не подписана конвенция о взаимной правовой помощи», — предполагает партнер «Джон Тайнер и партнеры» Валерий Тутыхин.
По мнению юриста, скорее всего, российские чиновники будут мотивировать свое обращение договором об избежании двойного налогообложения, но тогда им придется обосновать, какое отношение эта просьба имеет к данному договору. Тутыхин также не исключает, что запрос — инициатива кого-то из чиновников, желающих выслужиться перед начальством. «По-видимому, происходящее — просто чиновничье рвение», — соглашается Валерий Вайсберг из ГК «Регион».
Никто из опрошенных «Газетой.Ru» экспертов не верит в то, что идея Минюста будет реализована.
«Литва и Нидерланды, скорее всего, сошлются на фискальный характер запроса и отсутствие связи с каким-либо преступлением, и откажутся выполнять этот запрос», — предполагает Валерий Тутыхин.
«В моей практике похожих запросов со стороны одного государства к другому не было. Исполнение подобного запроса — весьма трудоемкая процедура, в которой задействованы многие специалисты. Как правило, таких ресурсов нет», — говорит замруководителя налогов и права «Бейкер Тилли Русаудит» Максим Федотов.
«Не думаю, что Литва выполнит просьбу – неопределенность с ЮКОСом явно мешает работе НПЗ, а это единственный НПЗ в регионе, — аргументирует свое мнение Вайсберг.