Пенсионную реформу в России провели, теперь необходима реформа реформы. Такое мнение — по-видимому, не только свое, но и кабинета министров в целом — высказал на состоявшемся во вторник заседании общественного совета по инвестированию пенсионных накоплений директор департамента финансовой политики Минфина РФ Алексей Саватюгин.
В частности, как уточнил высокопоставленный чиновник Минфина, на повестку дня может быть поставлен вопрос о «размножении» государственных управляющих компаний (ГУК). На практике это не означает, что один большой ГУК, роль которого сейчас выполняет Внешэкономбанк (ВЭБ), распределят на несколько маленьких ГУКов, просто часть средств «молчунов» может быть передана под управление частным компаниям. Естественно, при условии, что последние будут проводить умеренно консервативную стратегию и не играть на деньги будущих пенсионеров с рискованными активами.
На сегодняшний день пенсионными сбережениями граждан управляет одна ГУК в лице Внешэкономбанка и 55 частных управляющих компаний. При этом доля пенсионных накоплений, находящаяся под управлением ГУК, составляет примерно 97% общего объема этих средств, и только 3% накоплений граждан приходится на долю частных УК. ГУК традиционно придерживается консервативной инвестиционной стратегии, поэтому до 80% своих «пенсионных активов» она вкладывает в государственные ценные бумаги (77% этих бумаг номинированы в национальной валюте).
Как раз последнее обстоятельство и заставляет правительство беспокоиться, пояснил экс-директор департамента государственного долга Минфина Александр Чумаченко. Пока с такой ситуацией еще можно мириться, но уже в ближайшие четыре-пять лет объем пенсионных накоплений, находящихся под управлением ГУК, резко возрастет. А вот объем рынка государственного внутреннего долга вряд ли — хотя бы потому, что с 2009 года значительно сократятся ежегодные размеры выплат по внешним долгам. «Государство не может занимать больше, чем оно выплачивает, — подчеркнул Чумаченко. — И поэтому к 2009 году может сложиться ситуация, при которой пенсионные деньги хлынут на рынок государственных долгов и раздавят его, так как спрос в разы превысит предложение».
Выход, как заявили представители Минфина и МЭРТа, в расширении списка разрешенных финансовых инструментов — активов, куда государственная управляющая компания могла бы вкладывать средства «молчунов». А также в передаче части этих средств наиболее успешным и стабильным частным управляющим компаниям (например, 7 из нынешних 55, отобранных в результате конкурса, считают участники заседания). С тем, чтобы последние обеспечивали по ним более высокую доходность и равномерно распределяли их по всем сегментам финансового рынка.
«Нельзя иметь только одну ГУК, это может негативно сказаться на состоянии всей финансовой системы России, ведь нельзя сосредотачивать такой объем средств в одних руках», — заявил директор департамента стратегии социально-экономических реформ МЭРТа Саид Баткибеков.
Выяснилось, что в этом вопросе Минфин и МЭРТ действительно едины: по мнению руководителей финансового ведомства, вполне актуален вопрос о проведении нового конкурса по отбору наиболее успешных и стабильных УК, которым можно было бы доверить средства «молчунов». Пока, впрочем, неясно, о какой конкретно части средств идет речь и по каким критерием будут отбираться «новые маленькие ГУКи», как тут же окрестил их замглавы ПФР Александр Черноиван.
Неясно и другое: как будет решен вопрос о добровольном характере передачи этих средств. Ведь среди «молчунов» есть люди, которые оставили деньги под управлением ВЭБа потому, что они больше верят государственной компании, чем частным УК.
Впрочем, похоже, что этот вопрос правительственных чиновников как раз не волнует: как дал понять уже по завершении заседания Алексей Саватюгин, «молчуны» с точки зрения российских властей — это люди, которые из-за лени и нежелания разбираться в тонкостях пенсионной реформы отказались от предоставленной им свободы выбора. Что ж, государству придется это сделать за них, иначе у нас не будет возможности продвигать реформу дальше, без обиняков заявил чиновник.
Что касается частных УК, то их перспектива передачи им под управление части средств «молчунов» вполне устраивает — правда, в то, что это произойдет в обозримом будущем, мало кто верит. «Собственно говоря, идея не новая, она уже несколько раз обкатывалась на всякого рода «круглых столах» и заседаниях, — пояснил «Газете.Ru» аналитик одной из частных УК. — Однако каждый раз эта инициатива сталкивалась с отчаянным сопротивлением ВЭБа и Пенсионного фонда России: по очевидным причинам ни та, ни другая структура средствами «молчунов» делиться не хотят. Так что, подозреваю, пройдет еще немало времени до тех пор, пока эти предложения станут законом. А для принятия такого законодательного акта потребуются, наверное, экстремальные условия: например, чтобы перспектива краха рынка гособлигаций под гнетом пенсионных денег стала не умозрительной, а реальной».
Стоит отметить, что руководство ПФР действительно оценило предложение МЭРТа и Минфина резко негативно. По словам замглавы фонда Александра Черноивана, расщепление ГУК на семь частей приведет только к увеличению издержек и к всевозможным негативным последствиям для финансовых рынков в частности и «молчунов» в целом. «Это все равно что пойти на пенсионные деньги в рулетку играть», — заявил Черноиван.
Другие участники заседания с этим мнением не согласились: большинству из них, похоже, импонирует идея постепенного перевода средств «молчунов» в частные УК. В конце концов, и рынок гособлигаций будет целее, и российская пенсионная реформа начнет приобретать более-менее цивилизованные черты.