В комедийной мелодраме Кевина Родни Салливана «Угадай кто» содержатся две новости для белых парней. Одна хорошая, но довольно общая и бездоказательная, другая плохая, незыблемая — как гравитация, профилактическое отключение горячей воды летом и снег зимой. «Вранье, что у белых парней маленькие члены, — сообщает сестре главная героиня. — Они у них просто огромные». Это определенно бодрит. Однако же вторая новость состоит в том, что белому парню никогда не стать черным, как ни старайся и чего только с собой ни делай (пример певца Джексона, попытавшегося провернуть обратный фокус, есть другим мучительная, но полезная наука). Кинофильм хоть и намекает в финале, что некоторая надежда имеется, но зрителю любой расы понятно, что шансов нет никаких.
За два дня до родительской серебряной свадьбы темнокожая красавица Тереза (Хэл Уильямс) приглашает на семейный обед своего парня Саймона (Эштон Катчер). Состоятельные и любящие папа (Берни Мак) с мамой (Джудит Скотт) в курсе, что у дочки все серьезно, а потенциальный жених хватает звезды с неба в биржевой области, однако не подозревают, что мальчик-то белый. То есть никак не соответствует отшлифованным за годы мечтам родителя:
«Жениха моей дочки зовут Джемал, любит баскетбол, едва не попал в профессиональную лигу, из хорошей семьи, родители дружат с Эдди Мерфи и Стиви Уандером».
Умеющий страшно вращать глазами и славящийся суровым нравом, но при этом имеющий слабохарактерное имя Перси отец начнет с того, что едва не выгонит Саймона из дому и пропустит его через ряд изощренных тестов. А потом они напьются водки, станцуют танго, и Саймон подскажет будущему тестю, слабо ориентирующемуся в романтике, какими любовными тезисами уместно порадовать супругу за праздничным столом. Уверенность в том, что так оно все великолепно и будет, не покидает вас ни на секунду. Даже в эпизоде, когда папаша входит в комнату с благими типа намерениями, а там белый подонок заваливает дочку в койку, причем на подонке — дочкин красный пеньюар. С этого момента встревоженный Перси, оберегая моральные устои родной кровинушки и света очей, будет спать с гостем в одной койке, смущая беднягу храпом и сонными объятиями.
Смех, натурально, грех и по большому счету ужас, а между тем в основу происходящего положен снятый Стенли Крамером в 67-м фильм «Угадай, кто придет к обеду» с Кэтрин Хепберн и Спенсером Трейси.
Нежданный жених, сыгранный Сидни Пуатье, был там, естественно, черный и трудился не удачливым маклером, а перспективным врачом-исследователем, что тогда считалось круче. Сюжет был по тем временам провокативный и в чем-то даже революционный, картина имела некоторый резонанс в массах, на который сегодня рассчитывать не приходится: зритель бы и не вздрогнул, явись в дом Перси к семейному обеду хоть жирная албанка-лесбиянка, хоть две их, хоть еще какой сатана в ступе. Похрапывая, покряхтывая и проседая на сценах с пеньюарами и анекдотами («Чего никогда не будет у негров? Распухших губ, синяков и работы»), кино поначалу напоминает «Знакомство с родителями», однако довольно быстро выясняется, что это начало, душу согревающее не особенно, было за здравие, поскольку впереди темнеет упокой.
Не темнеет, вернее, а сияет и слепит, как браслеты в недавней афроамериканской комедии «Шашлык». Чистыми окнами просторного — какая там хижина дяди Тома — коттеджа. Плавными линиями стоящего в гараже «Порша». Немножко подобострастными улыбками богемного белого дизайнера (в «Шашлыке» был белый дворецкий), нанятого с целью подготовки торжества. Драгоценностями, часами, сервизами и люстрами, которые, как на совесть сработанная и этим чрезвычайно похожая на хозяина мебель в доме помещика Собакевича, словно бы внятно скандируют:
«В этом доме живут достойнейшие афроамериканские граждане США, наши дела превосходны, мы знаем себе цену, твердо стоим на ногах, достигли всех мыслимых общественных высот, плюем на белых придурков».
Но ведь и без того понятно все с высотами, достаточно послушать по телевизору Кондолизу Райс, в числе прочего специалистку по Чехову, она убедительнее цацок. Белым давно все ясно (и потому нельзя ручаться за хорошие сборы «Угадай кто» в России). В том числе и белым кинообозревателям, что, налюбовавшись в очередной раз на афроамериканские красоты, возвращаются в сумрак малогабаритных квартирок к пельменям и отживающему свое компьютеру. Вместо «Порша» в гараже проездной на метро в бумажнике, жизнь отстой, дом помойка. Зато у нас огромные.
Утешиться этим можно в большинстве кинотеатров Москвы.