В пятницу судебные приставы при содействии бойцов ОМОНа и сотрудников ФСБ прибыли на улицу Марии Ульяновой, где блокировали штаб-квартиру Национал-большевистской партии (организация запрещена в России), расположенную в подвале дома № 17. Попытавшись проникнуть в «бункер», они наткнулись на ожесточенное сопротивление лимоновцев и начали штурм помещения. По данным нацболов, в штурме участвовали более 20 омоновцев. «Еще подъехали на трех машинах оперативники ФСБ и УБОПа, которые просто наблюдали за происходящим», — сообщил «Газете.Ru» пресс-секретарь партии Александр Аверин. Он рассказал, что омоновцы выбили окна и дверь подвала, в котором находится офис НБП, и оторвали камеру внутреннего видеонаблюдения, а также отключили телефонную связь. В штабе в момент захвата находились около 12 человек. По словам Аверина, они забаррикадировались, и омоновцы в течение двух часов не могли попасть в подвал. По данным на 17.00, штурм подвала был завершен.
По информации очевидцев событий, когда омоновцы выламывали последнюю дверь, в подвале была взорвана дымовая шашка, а трое нацболов — Кирилл Ананьев, Егор Андреев, Владимир Зиньковский — в знак протеста против захвата вскрыли себе вены.
По словам собеседника «Газеты.Ru», при задержании лимоновцев они все, включая трех девушек, были избиты. К месту событий подъехали три машины «Скорой помощи». По данным прокуратуры, двух человек госпитализировали. А остальных нацболов забрали в ОВД «Ломоносовский». Как заявили в прокуратуре, за стычку с судебными приставами задержанные будут привлечены к административной ответственности по статье 17.8 Кодекса об административных правонарушениях (воспрепятствование законной деятельности судебных приставов-исполнителей).
По информации УВД Юго-Западного административного округа, «мероприятия по выселению» проводил УБОП ГУВД Москвы при поддержке столичного ОМОНа. Как сказали «Газете.Ru» в УВД, «сотрудники милиции всегда присутствуют там, где возможны беспорядки». «Даже когда из квартиры выселяют, там присутствует участковый, — сообщили в пресс-службе УВД ЗАО. — Если есть подозрения, что дело может закончиться, говоря по-русски, мордобоем, то тогда привлекаются сотрудники милиции общественной безопасности». В Управлении службы судебных приставов (ССП) «Газете.Ru» подтвердили, что проводили выселение лимоновцев, сославшись на исполнительные листы. Для более подробных комментариев в пресс-службе рекомендовали прислать официальный запрос, обещая ответить по нему в понедельник.
Лидер партии Эдуард Лимонов сообщил «Газете.Ru», что пока не располагает информацией, с чем может быть связан очередной штурм офиса партии. Вместе с тем лидер национал-большевиков предполагает, что это может быть частью операции по выселению партии из занимаемого помещения.
По словам Аверина, 6 июня судебные приставы предъявили ультиматум московскому штабу НБП. По требованию властей в течение пяти суток национал-большевики должны были покинуть помещение на улице Марии Ульяновой, д. 17, к. 1, которое они арендуют у Москомимущества. Однако нацболы съезжать из штаба отказались. «Решение о нашем выселении еще весной принял арбитражный суд на основании якобы незаконной перепланировки, которую мы осуществили. Да, мы построили дополнительную перегородку. На самом деле вначале все было согласовано, но после того, как стена уже была возведена, согласование внезапно отозвали», — заявил Аверин. Он заявил, что выселение штаба из-за его перепланировки лишь формальный повод.
События вокруг штаба нацболы связывают с политическими репрессиями против партии, в частности, с судебным процессом о ликвидации Национал-большевистской партии, который недавно возобновился в Московском областном суде.
Прокуратура считает деятельность НБП противоречащей ст. 16 Федерального закона «Об общественных объединениях» и требует ликвидировать НБП за незаконное использование в своем названии слова «партия», а также за экстремистскую деятельность, доказательством которой считает несколько уголовных дел в отношении членов организации. (Решение по делу о запрете НБП суд примет 29 июня.)
Страсти вокруг штаба нацболов разгораются не в первый раз. В декабре прошлого года штаб был взят омоновцами и сотрудниками ФСБ штурмом. Спецслужбы начали обыск, который, по словам лимоновцев, превратился в погром. Тогда были задержаны 11 активистов, находившихся в «бункере». У НБП были изъяты все компьютеры и партийный архив.
А в марте текущего года активисты НБП снова заявили о захвате штаба. Тогда, по словам Аверина, неизвестные люди устроили погром, после чего в офис была вызвана следственная группа. О расследовании этого инцидента до сих пор ничего не известно.