В среду вечером в Зубцовском районе Тверской области сошли с рельсов 26 цистерн товарного поезда. Авария произошла на перегоне Зубцов--Аристово Московского отделения Октябрьской железной дороги (16 км к юго-востоку от Ржева). Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе МЧС России, около 19.55 на этом участке находился поезд №2909, следовавший из Москвы в Ригу. В его составе былo 60 цистерн с мазутом. В какой-то момент емкости стали заваливаться, и началась утечка топлива.
Как только машинист сообщил о произошедшей аварии (позднее ее квалифицировали как крушение), к месту события вызвали пожарный поезд, спасателей, аварийную бригаду и милицию. Об инциденте сообщили в администрации соседних районов, предупредив, что в случае непредвиденных обстоятельств, например возгорания топлива, может понадобиться дополнительная помощь.
Мазут не загорелся, но возникла угроза загрязнения реки Вазузы, которая протекает в 100 м от места происшествия и впадает в Волгу.
Половина сошедших с рельсов цистерн хотя и лежали на боку, но утечки не дали, зато из остальных емкостей топливо вытекало довольно быстро. Специалисты, работающие на месте, попытались не допустить попадания мазута в реку. Однако ближе к полуночи пресс-секретарь губернатора области Игорь Гмыза сообщил, что мазут все же попал в Вавузу, хотя «загрязнение воды незначительное». «На месте работает тяжелая техника, производится обваловка», — добавил он, заявив, что «мазут будет собран и никуда не попадет. Водозаборам близлежащих районов загрязнение не угрожает». «Администрация области держит ситуацию под контролем и принимает все необходимые меры. По поручению губернатора Дмитрия Зеленина руководители всех ответственных служб прибыли на место происшествия. Они ежечасно докладывают губернатору о ситуации», — проинформировал журналистов Гмыза.
Тем не менее удержать ситуацию под контролем не удалось.
Как сообщила пресс-секретарь начальника Московского отделения Октябрьской железной дороги (ОЖД) Людмила Рожкова, по предварительным данным, к 3 часам ночи из цистерн вылилось около 300 тонн мазута и угроза вытекания топлива из семи-десяти цистерн еще сохранялась. К тому моменту сотрудники аварийных служб успели возвести одну из двух дамб, которые должны были предотвратить попадание нефтепродуктов в реку. На место происшествия прибыли два дополнительных спецсостава с 40 единицами техники и 120 сотрудниками аварийных служб.
Как сообщили в МЧС, на месте развернули оперативный штаб по ликвидации ЧС, прибыла оперативная группа МЧС России. Сюда же прибыл ремонтно-восстановительный поезд отдельного путевого железнодорожного батальона Министерства обороны России. В управлении информации и общественных связей Минобороны РФ агентству «Интерфакс» сообщили, что от железнодорожных войск на ликвидацию последствий аварии выделили 50 человек.
К утру спасатели приняли решение поставить боновые заграждения на Волге, чтобы не позволить нефтепродуктам распространиться по реке, когда они в нее попадут.
Примерно к 9 часам утра утечку мазута локализовали. Как сообщил «Интерфаксу» начальник управления ГО и ЧС региона Юрий Чистяков, восстановительный поезд приступил к откачке нефтепродуктов, и, хотя возникла проблема с насосом, спасатели планируют решить ее в ближайшее время и продолжить ликвидацию последствий аварии. «Мы делаем несколько барьеров, чтобы не допустить попадания мазута в воду, работают экскаваторы. Ситуация находится под контролем; был первоначальный выброс мазута сразу после аварии, но сейчас утечка мазута локализована», — отметил он.
Однако необходимость обезопасить Волгу от возможного загрязнения не отпала. Как сообщил заместитель волжского межрегионального природоохранного прокурора, в ходе осмотра специалисты обнаружили в реке Вазузе измазанных в мазуте водных животных — ондатр и бобров, «что свидетельствует о серьезности ситуации». А по словам руководителя оперативной и региональной службы центра аварийно-спасательных и экологических операций МЧС России Вячеслав Васильев, разлив мазута в Тверской области может привести к загрязнению водохранилищ, из которых питьевая вода попадает в Москву. «Дело в том, что река Вазуза — это питьевая вода Москвы», — отметил он РИА «Новости».
И хотя источник в руководстве МГП «Мосводоканал» сообщил «Интерфаксу», что разлив мазута не представляет угрозы для вазузской водной системы, которая снабжает водой Москву, специалисты все же устанавливают шесть рубежей боновых заграждений: три на реке Застюжке, которая впадает в реку Вазузу, два на Вазузе и один на Волге в том месте, где в нее впадает Вазуза.
Тем временем следователи выясняют причины аварии.
Представители правоохранительных органов с самого начала отвергли версию железнодорожного теракта, сообщив, что крушение поезда произошло по техническим причинам.
По первоначальной версии, отцепление цистерн от локомотива было допущено по халатности. Однако позднее вице-президент ОАО РЖД по вопросам безопасности Владимир Сазонов, который возглавил специальную комиссию по расследованию причин крушения, сообщил, что, «по предварительным данным, крушение произошло из-за переувлажнения почвы и ряда деформаций землеполотна, на котором находится железнодорожный путь».
«До 15.00 четверга мы планируем поднять состав и выполнить работы по восстановлению полотна», — добавил вице-президент РЖД. Хотя сход с рельсов состава с мазутом блокировал железнодорожное сообщение на участке Зубцово--Аристово, это практически не повлияло на движение пассажирских поездов. «Их перенаправили на параллельные маршруты, отставание в графике следования было незначительным», — сообщили в пресс-службе.