В пятницу стало известно, что по итогам заседания в четверг, посвященного исполнению бюджета за 2005 год, правительство поручило «Минфину с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти принять меры по снижению просроченной задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему РФ» и доложить об итогах правительству одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета за 1-е полугодие 2005 года.
В ФНС отвергают идею о том, что будет спущен очередной план по досбору налогов, аналогичный тем, которые не так давно критиковал президент, назвавший методы работы фискальных органов «налоговым терроризмом».
В ответ на критику Владимира Путина министр финансов Алексей Кудрин пообещал, что больше никаких планов спускать не будет, а на днях и начальник экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович подтвердил его позицию.
В пятницу представитель ФНС заверил «Газету.Ru», что планов по досбору у ведомства давно нет, а потому нет никакого недобора налогов, речь идет о несобранной задолженности. Но комментировать поручение или приводить какие-то цифры в ФНС отказались, сославшись на то, что еще его не получили.
Налоговые юристы склонны верить в объяснения налоговиков.
«Надо разделять два явления. Первое — серая экономика, где никто не платит налоги и платить не обещает. Второе — штрафы и пени, начисленные предприятиям, которые оптимизировали выплаты, — пояснил «Газете.Ru» Андрей Нещадин, исполнительный директор Экспертного института РСПП. — Происходит вот что: за первый квартал ФНС перевыполнило все планы на 50% за счет сбора налоговых штрафов и пеней с ЮКОСа, «Сибнефти» и других крупнейших компаний. При этом очень по многим налогам огромные задолженности. Лидирует подоходный налог. Известно, как у нас зарплаты платят: серые схемы, деньги в конверте (собираемость процентов 60-70 в регионах). Остро стоит вопрос с пополнением бюджетом муниципальных и региональных уровней. Например, муниципальные бюджеты должны «питаться» подоходным налогом, налогами на имущество и землю, которые еще нужно собрать».
Александр Сотов, партнер московской коллегии адвокатов ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов)-право», напротив, считает, что налог на имущество «более-менее собирается», НДС и налог на прибыль тоже. Он согласен с тем, что основная проблема — со сбором подоходного налога, а также отмечает трудности с получением всевозможных лицензионных сборов.
Таким образом, правительство фактически требует от налоговиков перейти от практики «десантов» на крупнейшие предприятия (федерального, регионального или местного значения) на систематическую работу по взысканию средств в казну с владельцев ларьков и лицензий, а также предпринимателей, не выводящих зарплаты из тени, считает Нещадин.
Но оба эксперта сомневаются в том, что ФНС и прочие фискальные службы адекватно воспримут поручение.
«Представьте себя на месте представителя финансового ведомства в регионе. Вы будете гоняться за ларечниками, собирая с них по тысяче, или предпочтете получить двести тысяч с крупного предприятия? Конечно, пойдете трясти крупное. Опять будут закручивать гайки для крупных компаний», — убежден Александр Сотов.
«Самая большая опасность при выполнении такого поручения — несмотря на указание президента не подтолкнуть органы исполнительной власти к новым налогово-террористическому шоу, — убежден Андрей Нещадин. — Не по плану, а по личной инициативе. Теперь каждый будет свой план изобретать в меру сил для выполнения поставленной задачи».