О том, что российское кино на подъеме, не отрапортовал, наверное, только журнал «Дома и квартиры». Однако в победных реляциях и горделивых выкликах «Мы их порвем на ветошь!» все еще слышатся нотки неуверенности: а ну как все-таки «это временно»? Ну не верим мы в окончательную победу — страшно сглазить. Слишком уж быстро все произошло, даже кинокритики и те растерялись. Привыкли они, что прокатные суммы не имеют к достоинствам фильма никакого отношения, и сроднились с собственной монополией: с тем, что обозреваемые фильмы видели только они да их коллеги. Теперь только ошалело смотрят вокруг да бурчат, подозревая подвох. В самом деле, вдруг и впрямь умопомрачительные цифры «Ночного дозора» и «Турецкого гамбита» не более чем случайные выбросы, нечаянные всплески, а скоро мы опять вернемся в привычную страну полупустых кинотеатров, оживляющихся лишь на премьерах голливудских блокбастеров, где десять прокатных копий для российского фильма – внушительная цифра?
Нет, ребята, не вернемся.
Процесс зашел уже слишком далеко, и российское кино действительно вернулось, судя по всему, всерьез и надолго. Давайте просто вспомним недавнее и сравним цифры. Не будем трогать 90-е годы, когда лидеры проката собирали по 200-250 тыс. баксов. Начнем с «нулевых».
2000 год. До проката добралось 13 художественных фильмов, почти все они собирают жалкие крохи – от 10 до 100 тыс. Более или менее пристойно на фоне остальных откатались только «Особенности национальной охоты в зимний период» Рогожкина, «Старые клячи» Рязанова, «Свадьба» Лунгина, собравшие четверть миллиона. «Зависть богов» Владимира Меньшова и совместная с французами лента «Запад--Восток» с Меньшиковым и Бодровым-младшим немногим не дотянули до полумиллиона.
Ну и бриллиантом этого года сияет балабановский «Брат-2» — второй российский фильм, превысивший заветную отметку «миллион» (первым стал вышедший в прошлом году «Сибирский цирюльник», собравший 2,6 млн).
Всего российское кино тогда заработало в прокате почти 3 млн баксов – 2, 970 тыс.
2001 год был еще хуже. Фильмов в прокате было больше – 17, но никаких «Вторых братьев» среди них не случилось. Похвастаться можно лишь «полумиллионными» бодровскими «Сестрами» ($485 тыс.) да лентой «В августе 44-го» — $425 тыс. Общие сборы тоже были меньше, не дотянули и 2 млн – $1856 тыс.
2002 год был, напротив, удачным, главный киношный чиновник страны Александр Голутва даже хвастал перед кинематографистами его итогами.
27 лент в прокате, две из них преодолели миллионную отметку.
Это «Антикиллер» Егора Михалкова-Кончаловского ($1310 тыс.) и «Олигарх» Павла Лунгина ($1110 тыс.). Еще два фильма вплотную к ней подобрались – балабановская «Война» взяла 832 тыс., а «Звезда» Николая Лебедева – 811 килобаксов. Общий итог тоже впечатлял – более 6 млн ($6395 тыс.).
2003-й получился не столь ярким. Российских фильмов в прокате было еще больше – 30, но «миллионером» из них стал только один – никем не ожидаемый «Бумер» никому не известного Петра Буслова – $1670 тыс. И именно этот фильм стал рубежным – впервые российская лента окупилась в прокате. Пусть пока и беспрецедентным казусом, но кино принесло деньги. Кроме того, достаточно много лент набрали более полумиллиона – «Карлик-нос», «Благословите женщину», «Возвращение», «Прогулка», а молодежная комедия «Даже и не думай» лишь малость не дотянула до миллиона ($919 тыс.). В итоге общая касса вышла в плюс по сравнению с прошлым годом, хотя и ненамного – $7228 тыс.
2004 год. Год возрождения – именно с него начался ренессанс российского кинематографа. Количество фильмов приблизилось к полусотне, но главным был один.
Это был год «Ночного дозора». Чтобы полностью осознать весь феномен фильма Тимура Бекмамбетова, достаточно сказать, что один этот фильм собрал практически столько же, сколько все российское кино за четыре предыдущих года: 18 млн совокупных сборов против 16 млн «Ночного дозора».
На этом фоне полностью померкли остальные «миллионеры», которыми бы еще в прошлом году хвастались до хрипоты. «Антикиллер-2», «72 метра», «Водитель для Веры», «Даже и не думай-2» пересекли двухмиллионную отметку, а «Всадник по имени смерть» Карена Шахназарова взял 1340 тыс. Общий итог казался умопомрачительным – более 50 млн.
Если бы это оживление и впрямь было случайным выбросом, то беспокоиться надо было именно тогда. Результаты этого года уже уверенно свидетельствуют: это не случайность, а как минимум долговременная тенденция. Судя по всему, повторяется та же история, что случилась когда-то с книгами, а потом с телесериалами. Импортное приедается и тянет на родное; достаточно вспомнить, что побившая все рекорды на Западе «Месть ситхов» в России показала довольно скромные цифры, в то время как сборы российских лент растут во впечатляющей прогрессии.
За неполных пять месяцев этого года «миллионерами» стали уже десять фильмов – столько же, сколько за пять предыдущих лет, включая «урожайный» 2004-й. На подходе одиннадцатый – мало кто сомневается, что стартовавшие «Жмурки» возьмут этот рубеж в первый же уикeнд. Да что там говорить, некоторые российские фильмы за первый же уикeнд собирают столько же, сколько раньше все отечественное кино за год.
«Турецкий гамбит» только за первые четыре дня собрал более 5 млн – это больше двухлетних результатов 2000-2001 годов.
И самое главное – почти исчезли рекордность и феноменальность, высокие результаты перестали быть неожиданностью и шоком. Российские фильмы стабильно собирают большую кассу. Как следствие, меньше чем за полгода сборы российского кино почти достали показатели прошлых пяти лет. В 2000-2004 годах все российские ленты выудили из карманов зрителей $50 млн 974 тыс. В этом году по состоянию на 23 мая сборы отечественных фильмов уже составили 49 млн 291 тыс. вечнозеленых купюр. А уже в прошедшие выходные «Жмурки» это отставание наверняка ликвидировали.
А ведь в этом году еще будут «Мама, не горюй-2», сиквел «Бумера», «Девятая рота», второй фильм «Ночного дозора», молодежная сказка «Хоттабыч» и долгожданный полнометражный мультфильм «Князь Владимир»…
(По материалам сайта «Кино России»)