Сейчас «ЛУКойл» добывает около 7 млрд кубометров газа, из которых 4,5 млрд — попутный нефтяной газ.
Через десять лет по плану Алекперова компания доведет добычу примерно до 50 млрд кубометров. По словам президента «ЛУКойла», эти расчеты основаны на запасах, которые компания уже контролирует.
По словам аналитика AVK Михаила Бакулева, запасы «ЛУКойла» (1,1 трлн кубометров) вполне позволяют ей резко нарастить добычу.
Вагит Алекперов обосновал свой интерес к газодобыче экономическими причинами: «В газовой отрасли более низкие издержки на добычу и более низкие налоги по сравнению с нефтяной». Вице-президент компании Леонид Федун поддержал шефа: «Для разработки новых газовых месторождений потребуются гигантские инвестиции, поэтому государство не будет увеличивать налоговое бремя на отрасль».
К тому же в «ЛУКойле» надеются, что цены на газ на внутреннем рынке в ближайшее время будут отпущены, что сделает торговлю газом внутри России выгодной.
Осуществлению амбициозных планов Вагита Алекперова может помешать лишь «Газпром», до сих пор не проявлявший особого внимания к нуждам независимых производителей газа и не всегда готовый допускать их к своим трубопроводам. Но глава «ЛУКойла» предусмотрительно наладил отношения с монополией.
В конце марта он подписал соглашение о стратегическом партнерстве с газовой монополией вплоть до 2014 года. В документе НК заявила о готовности инвестировать в развитие газотранспортной системы, которой владеет «Газпром».
К тому же компании выразили намерение совместно реализовывать нефтегазовые проекты в Ямало-Ненецком округе, российском секторе Каспийского шельфа и Узбекистане. А примером сотрудничества служит освоение Находкинского месторождения, которое было введено в строй 5 апреля. «ЛУКойл» согласился в 2005-2006 годах продавать весь находкинский газ (11 млрд кубометров в год) «Газпрому» прямо на скважине.
Какие формы дальнейшего сотрудничества с монополией изберет «ЛУКойл», пока неизвестно. Он может поставлять весь свой газ «Газпрому», как это происходит на Находкинском месторождении, а может и стать самостоятельным поставщиком для конечных потребителей.
По словам аналитика ИК «Проспект» Дмитрия Мангилева, ясно одно: конфликтовать с «Газпромом» «ЛУКойл» не будет, и если у монополии возникнет дефицит газа, то восполнять его придется в том числе и «ЛУКойлу».
Впрочем, даже такой вариант сотрудничества выгоден обеим компаниям. «Для монополии это выгодно — закупать газ по более низкой цене и продавать его конечному потребителю по более высокой. Для «ЛУКойла» схема тоже интересна, ведь он не тратится на транспортировку и не ломает голову над тем, как получить доступ к трубе», — говорит Мангилев.
Пресс-секретарь «ЛУКойла» Дмитрий Долгов подтверждает, что «компания не предполагает проблем с доступом компании к газотранспортной системе «Газпрома»».
А Сергей Глазер из «Восток-Нафта» (миноритарий «Газпрома») прокомментировал вопрос доступа к трубе следующим образом: «Вопрос в том, имеет ли сбыт тот газ, который независимый производитель поставляет в трубу «Газпрома». Газовый концерн обязан продавать газ по регулируемым ценам, а независимые этого делать не обязаны и, естественно, продают газ по высоким ценам. Очень часто газ независимых производителей не находит сбыта, а труба используется как хранилище газа. К «ЛУКойлу» таких претензий нет. К тому же компания помогает «Газпрому» развивать инфраструктуру новых регионов, что выгодно обеим компаниям. Поэтому между «Газпромом» и «ЛУКойлом» и установились особые отношения».