На днях Герман Греф раскрыл очередной «окончательный» план консолидации в руках государства контрольного пакета акций «Газпрома». Он предполагает, что 100% акций ОАО «Роснефть» внесут в ОАО «Роснефтегаз» (оставив в монополии долги), и на занятые на рынке деньги который затем выкупят 10,7% акций «Газпрома». Точную стоимость обеих компаний должны были определить оценщики — независимый и нанятый Росимуществом, а государство — принять у них работу. Со стороны «Газпрома» оценкой занимается инвестиционный банк Dresdner Kleinwort Wasserstein, а со стороны государства – Morgan Stanley. Оба оценщика представили свои расчеты в Росимущество в начале недели, но обнародовать их не спешат. Рынок ждал сообщения Morgan Stanley в четверг, потом в пятницу, но так и не дождался.
Данные аудита скрывают, но правительственные чиновники объясняют молчание тем, что разброс между минимальным и максимальным значениями стоимости «Роснефти» в отчете Morgan Stanley слишком велик — $10 млрд, и отчет продолжают согласовывать с заказчиком, то есть РФФИ.
Представитель инвестбанка Владимир Тумаркин не исключил, что «очень впечатляющая вилка в отчете послужила причиной задержки официального опубликования данных». В РФФИ отказываются от комментариев, а анонимный источник, близкий к «Роснефти», сообщил агентствам, что «предстоят довольно длительные консультации между государством, как заказчиком оценки, и оценщиками».
На рынке же полагают, что идет торг между лагерями Сергея Богданчикова и Алексея Миллера и их кремлевскими покровителями — от того, насколько большой будет оценка активов НК, во многом зависит, какая группировка получит контроль над «Роснефтегаза».
«Пока еще не очевидно, человек из какого лагеря встанет во главе «Роснефтегаза». Объективным критерием назначения может стать стоимость акций компаний. По прежней схеме 100% акций «Роснефти» приравнивались по стоимости к 10,7% акций «Газпрома». Теперь равенства не будет, и чей пакет окажется дороже, того и поставят во главе «Роснефтегаза», — уверен Владимир Черных из группы компаний «Минфин».
Сергей Богданчиков всегда болезненно относился к оценкам стоимости НК. Как вспоминают на рынке, когда несколько лет назад ИК «Олма» недостаточно высоко (на взгляд Богданчикова) оценила активы «Роснефти», НК подала на оценщика в суд, добиваясь переоценки. И оценщику пришлось пойти на мировой соглашение.
«Низкая оценка стоимости компании — признак того, что ею неэффективно управляют. В нынешней ситуации Богданчикову выгодно доказать, что со времени предыдущей оценки (по состоянию на 30 июня 2004 года) стоимость НК возросла. А также всех убедить, что он не слишком много заплатил за «Юганскнефтегаз», — считает источник «Газеты.Ru» в инвестиционных кругах, пожелавший остаться анонимным.
Но со времени предыдущей оценки «Роснефть» продала 50% акций в «Севморнефтегазе», купила «Юганскнефтегаз» (как выяснилось после покупки, компания фактически заплатила деньги лишь за лицензии и скважины, так как оборудование «Юганска» было переведено ЮКОСом на дочерние структуры) и влезла в огромные долги.
«Я не исключаю, что при новой оценке стоимость компании может быть уменьшена. Однако говорить об этом как о факте может только официальный оценщик «Роснефти», имеющий на руках все документы», — говорит руководитель отдела оценки АКГ «Развитие бизнес-систем» Александр Иванов.
«Если оценщики выяснят, что в первый раз компания была переоценена, это станет поводом для серьезных разборок и может задержать сделку», — уверен Владимир Черных.