В пятницу стало известно, что прокуратура Томской области возбудила новое уголовное дело против добывающей дочерней структуры ЮКОСа «Томскнефть». Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе УВД Томской области, уголовное дело было возбуждено областной прокуратурой 19 мая по материалам проверки, проведенной ранее сотрудниками местного управления по борьбе с налоговыми преступлениями УВД.
Основанием обвинения стали выявленные факты превышения норм добычи нефти сверх утвержденных лицензионных объемов.
Следствие, в частности, установило, что в 1999 году компания в нарушение лицензионных соглашений превысила разрешенные объемы добычи на 11 месторождениях в Каргасокском, Парательском и Александровском районах области. От продажи дополнительно вырученной нефти, по данным УВД, ОАО «Томскнефть ВНК» получила незаконный доход в сумме 207,6 млн рублей.
Два аналогичных дела за 2002 и 2003 годы в отношении компании прокуратура Томской области открыла в марте текущего года. Доход «Томскнефти» от нелегальной добычи, по материалам следствия, составил порядка 4 млрд рублей и 7 млрд рублей соответственно.
Дочки ЮКОСа стали первыми компаниями, на которых прокуратура ставит эксперименты: эксперты рынка считают, что уголовные дела по фактам превышения квот, указанных в лицензионных соглашениях, при нынешнем законодательстве вряд ли могут привести кого-то на скамью подсудимых. Еще после инициирования первого такого разбирательства в отношении «Томскнефти» аналитик ИК «Финам» Мария Радина пояснила «Газете.Ru», что «по закону после выявления нарушений в работе компаний — недропользователей Минприроды должно предложить их руководству устранить нарушения в течение трех месяцев». В случае отказа от устранения нарушений применяются административные меры – штрафы. Изредка дело доходит до отзыва лицензий. По мнению аналитика, «из-за издержек действующего законодательства о недрах, обвинения, подобные тем, что предъявляются сейчас «Томскнефти», можно предъявить многим недропользователям с богатыми запасами». А точнее — практически всем: если взять статистику крупных НК, у них у всех идет перевыполнение планов по добыче, причем нередко на 1020%, и компании заявляют об этом с гордостью.
Начальник аналитического отдела ИК «Интерфинтрейд» Халиль Шехмаметьев считает, что активность правоохранительных органов вокруг «Томскнефти» выглядит уже вполне закономерно и осуществляется в русле принятого решения «добить ЮКОС».
Гораздо интереснее, по его мнению, предположить, какие активы компании окажутся следующими в поле зрения прокуратуры. «Роснефть» сейчас приобретает избыточно нефтяной характер, поэтому, по логике вещей, на очереди — нефтеперерабатывающие предприятия ЮКОСа — считает Шехмаметьев. – А судя по тому, что произошло с Московским НПЗ, правоохранительным органам достаточно просто обнаружить изъяны в деятельности предприятий, занимающихся переработкой».
Михаил Зак из ИК «Велес Капитал» отмечает, что «проверки за 1999 год идут вразрез со всеми предусмотренными законодательством нормами».
По мнению эксперта, вновь открывшиеся обстоятельства вокруг деятельности «Томскнефти» можно рассматривать как «попытку правоохранительных органов в очередной раз надавить на менеджмент дочерних предприятий ЮКОСа с целью заставить их быть более лояльными власти».
Аналитик отмечает, что вполне вероятно, таким образом власть пытается инициировать банкротство ЮКОСа со стороны крупных кредиторов. Одним из них, как известно, является «Роснефть», которая стала инициатором иска «Юганскнефтегаза» к ЮКОСу. Ее исковые требования на $11 млрд могут быть увеличены, если удастся заставить оставшиеся дочки ЮКОСа – «Томскнефть» и «Самаранефтегаз» — возбудить против своей бывшей «материнской» компании иски о возмещении ущерба, аналогичные поданному «Юганскнефтегазом». Представитель группы МЕНАТЕП в конце апреля заявил «Газете.Ru», что пока «Самаранефтегаз» отказалась от предложения прокуратуры судиться с ЮКОСом, при этом он не исключил возможность подачи иска со стороны «Томскнефти». Так что на рынке расценивают активность прокурорских работников, заводящих все новые дела против «Томскнефти», как очередные попытки давления на руководство компании.