C царством небесным все понятно. Оно, как известно, трудом дается. Ридли Скотту тоже далось, и тоже трудом. «Царство небесное» — история Иерусалимского королевства, рассказанная специалистом по хлебам и зрелищам, да еще с эльфом Леголасом в главной роли, и все это не могло не захватить американцев. Орландо Блум поправился для фильма на десять килограммов, но Леголаса из него не вытравить. Крестоносцы, дворцовые интриги, христианский мир и мусульмане, тяжелые мечи, кони, люди, бюджет в 130 миллионов – не так уж и важно, куда, откуда и с кем отправился в двенадцатом веке кузнец Балиан, важно, что борется он, как и принято в голливудских фильмах, за свободу.
Не нашу и не вашу. $19,6 миллионов ему за это в первый уикэнд проката.
На втором месте – «Восковой дом», фильм ужасных ужасов. Группа молодых людей и, конечно, компания девушек едет, конечно, на футбол, а попадает, конечно, в лапы к маньякам. Маньяки убивают кого попало и заливают убитых воском, выставляя их в собственной версии музея мадам Тюссо. Это условный римейк давних фильмов про восковые музеи (53-го и 33-го годов), только молодежнее, отвратительнее и страшнее. Режиссер, Хауме Серра, до этого занимался рекламой – после такой работы обычно и берутся за слэшеры.
Главное, что привлекло зрителей, — участие в «Восковом доме» Пэрис Хилтон и ее красного лифчика. Мало в Америке мужчин, которые бы не хотели увидеть, как по формам мертвой Пэрис медленно-медленно течет горячий воск.
Но (спойлер) барышня не доставит зрителям такого удовольствия. Зато в самом начале фильма она занимается сексом, заставляя зрителя вспомнить о своей знаменитой порнушке. Помимо лифчика Пэрис и ее гримаски «ой, мамочка, что это там в темноте??», фильм занимателен тем, что сценарий к нему написали близнецы. Уже страшно. «Восковой дом» — один из тех восхитительных фильмов, где эксплуатируется неутолимое желание американской молодежи переночевать поближе к кладбищу, темному лесу или, на худой конец, маньяку с бензопилой. $12 миллионов в первый уикэнд проката.
«Автостопом по Галактике» по великому фантастическому роману Дугласа Адамса никого не заинтересовал и тихо опускается на третье место. Конечно, книжка лучше, а все те, кто хотел посмотреть, насколько она лучше, в кино уже сходили. $9,7 миллионов за неделю, $35,7 – общие сборы.
На четвертом месте – драма, название которой мы и хотели бы перевести, да не получается. Слово crash означает столкновение, аварию, катастрофу, крушение, крах.
В контексте фильма про расизм это слово хотелось бы перевести как «полный крах из шести букв», но мы удовольствуемся просто крахом.
Двое афроамериканцев – да ладно, чего там, двое негров – угоняют «Линкольн Навигатор» у Брендана Фрейзера и Сандры Баллок. Двое белых копов – да ладно, чего там, ментов, — расследуют это дело и в процессе унижают других черных и разноцветных американцев. Все это туго скручивается и неизбежно должно рвануть. Говорят, Мэтт Дилон в роли сентиментального расиста пугающе хорош. Фильм слегка напоминает «Нарезку» Олтмана – еще одно кино, снятое «с точки зрения бога», то есть героев много, они сумбурно пытаются что-то делать — каждый свое, а зритель следит за ними и видит, где пересекаются их жизни. «Крах» снят с точки зрения бога, зацикленного на расизме.
У черных есть чувство ритма, у белых – чувство вины; это чувство принесло создателям фильма $9,1 миллион в первый уикэнд проката.
Критики в один голос кричат об «Оскаре» и о правде, той правде, которую не хочется знать. Слово «Оскар» тут не лишнее: Пол Хаггис, режиссер фильма, — автор сценария к иствудовской «Малышке на миллион». Это кино он задумал после того, как у него самого угнали машину. Непонятно, станет ли «Крах» открытием для неамериканцев: для нас, например, слова «Этот негр звучит как-то не слишком по-черному» означают лишь то, что этот негр звучит как-то не слишком по-черному, и после этих слов история последних двух веков не начинает биться в наших сердцах и не повышает нам давление. А тот факт, что в фильме никто не вспоминает о политкорректности, для нас всего лишь забавен, но не поразителен. Возможно, если «Крах» будет переведен Гоблином, который, где надо, вставит слова «чернож…й» и «чурка», мы тоже что-нибудь почувствуем. Хотя вероятно, что в «Крахе» спрятано гораздо больше, чем тема расизма. $9,1 миллион за первый уикэнд проката.
Белая южноафриканская женщина Николь Кидман со своим опытом работы в ООН и ненавистью к геноциду скатилась на пятое место. Фильм «Переводчица», с великолепной игрой Шона Пенна, который пытается разобраться, действительно ли переводчица ООН подслушала что-то о покушении на южноафриканского лидера, заработал $7,8 миллионов за уикэнд (всего $54,4 миллиона).
Трудом дается, истинно говорю вам, только упорным трудом. А не красными лифчиками и презрением к политкорректности.