Введенный с 1 мая фактический запрет на передвижение машин «скорой помощи», принадлежащих частным клиникам, в пределах МКАД был снят лишь во вторник 3 мая. Руководство ГУВД Москвы, 30 апреля выпустившее распоряжение об обязательном «лицензировании» машин экстренных служб на период праздников (с 1 по 10 мая), после публикаций в СМИ распорядилось, чтобы спецпропуска также получили и коммерческие «скорые».
«C сегодняшнего дня нам стали выдавать пропуска, период действия которых ограничен с 1 до 6 мая, — сказал «Газете.Ru» руководитель смены отделения «скорой помощи» медслужбы «Соломинка» Владислав Семин. – Утром в среду позвонил замначальника Моссанавтотранса и сказал: «Приезжайте за старыми пропусками». Я думаю, что эти пропуска остались после того, как их выдали государственным «скорым», которых оказалось меньше, чем заявок. В результате остатки и стали выдавать коммерческим «скорым».
«Выдача пропусков для коммерческих «скорых» началась со вчерашнего дня, — подтвердил «Газете.Ru» начальник отдела безопасности движения ГУП «Моссанавтотранс» Владимир Жуков. – Дополнительные пропуска выдавались в ГИБДД Москвы, куда наши работники ездили уже несколько раз. К этому часу пропуска получили практически все частные «скорые» – более 200 уже выданы».
Всего ГИБДД Москвы выдало около 5 тыс. пропусков, половина из которых поступила в департамент здравоохранения столицы, а оттуда на автобазу департамента ГУП «Моссанавтотранс».
По словам Владислава Семина, работа коммерческих медицинских служб в целом протекает нормально, несмотря на то что ряд компаний на период праздников отказались оказывать услуги (по его словам, компании «Амбуланс» и «Экстрамед»). «Наша компания продолжает работать на выездах, несмотря на то что работники ГАИ часто останавливают автомобили, — рассказал замначальника «Соломинки». – Впрочем, ни одну из машин до сих пор не арестовали. Инспекторы останавливают и проверяют машины, что занимает 5–7 минут. Облегчает работу только то, что сейчас многие горожане уехали на дачи, так что вызовов стало меньше. В день мы выезжаем в среднем по 15 адресам».
Сами медики с тревогой ждут, что с 6 мая, как обещала милиция, в городе будут введены новые спецпропуска.
«Я общался с руководством ГИБДД и Моссанавторанса, но никто не смог мне объяснить порядок выдачи новых спецпропусков, там их вообще никто в глаза не видел и никаких инструкций на их счет не получал, — говорят в медслужбе «Соломинка». — При этом ГИБДД Москвы ссылается на ФСО, в ведении которой якобы находятся все вопросы, связанные с пропусками нового образца».
В ГИБДД Москвы «Газете.Ru» заявили, что впервые слышат о каких-либо спецпропусках – не только старых, с периодом действия 1–6 мая, но и новых с 6 по 10 мая.
«Кто имеет право их получать, тот их получает, — заявила пресс-секретарь ГИБДД Москвы Марина Васильева. – И вообще, не надо публиковать такую информацию, потому что это не ваше дело». Тем не менее пресс-секретарь все же разгласила «служебную тайну»: «Тот, кто выдает лицензию (на право работы в режиме коммерческой «скорой помощи», то есть департамент здравоохранения Москвы. — «Газета.Ru»), тот и выдает пропуск». По данным пресс-секретаря, существуют некие «специальные» пропуска для машин «скорой помощи», к которым ГИБДД не имеет никакого отношения (по данным «Газеты.Ru», единая зеленая карточка пропуска имеет обозначение «С» для «скорой помощи» и «М» для милиции). Услышав от «Газеты.Ru», что представители Моссанавтотранса получали спецпропуска именно в Управлении ГИБДД Москвы, Васильева посоветовала «не собирать слухи, даже если они исходят от официальных лиц».
Между тем репрессии в отношении служебных машин коснулись не только медиков, но и милиционеров.
По данным российских СМИ, «отстойник» для задержанных машин на Петровке, 38, во вторник был буквально забит представительскими машинами с синими (милицейскими) номерами. По информации «Газеты.Ru», операцию по изъятию милицейских машин, не имеющих спецпропуска, проводит ДОБДД МВД России. Арестованные машины с синими номерами будут находиться на стоянке ГУВД Москвы, а часть — на стоянках окружных батальонов ДПС.
Впрочем, другие оперативные службы никак не жалуются на строгий пропускной режим.
«Я не верю в ту шумиху, которую подняли журналисты, в частности в то, что машины экстренных служб в массовом порядке заворачивают, — рассказала «Газете.Ru» пресс-секретарь Московской службы спасения Екатерина Будрина. — Мы не являемся экстренной службой, которая работает исключительно на выездах: в основном мы передаем звонки граждан в окружные службы МЧС. Да, у нас есть собственные оперативные бригады, которые передвигаются на автомобилях с символикой московской службы спасения, но введение спецпропусков до этого момента никак не отражалось на нашей работе. На постах ГИБДД нас никто не останавливает. Думаю, что так будет и после 6 мая».
Руководство ГУВД Московской области сообщило, что в Подмосковье также проводятся мероприятия по выдаче спецпропусков машинам «скорой помощи».
Замначальника ГУВД Московской области Виктор Крыхтин сказал: «Здесь же вопрос не в том, чтобы запретить ездить государственным или частным организациям. А вопрос в том, чтобы мы знали, кто ездит».
Напомним, что одной из причин ажиотажа вокруг служебного автотранспорта стала информация, что машины «скорой помощи» могут использоваться при проведении терактов. В среде столичных медиков ходит слух, что неделю назад у одной из подстанций государственной «скорой помощи» была угнана служебная машина, в которой впоследствии были обнаружены следы взрывчатки. Однако номер подстанции врачи вспомнить не могут. В то же время правоохранительные органы утверждают, что им ничего не известно об этом случае.
Если же этот слух является правдой, а взрывчатка милиционерами или сотрудниками спецслужб до сих пор не найдена, то вероятность проведения теракта на День победы не исключена. Даже несмотря на усиление режима безопасности, который в основном касается центра столицы. Ведь, как известно, именно 9 мая чеченские террористы избрали какой-то роковой датой. Стоит хотя бы вспомнить теракт в Каспийске в 2002 году и убийство президента Чечни в прошлом.