Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Не ходите в музеи картин

За что били казанских неофутуристов и как испортить вкус. Об этом – на выставке «АРХУМАС: Казанский авангард 20-х».

Казанский музей изобразительных искусств опять привез в Москву выставку. Еще не закрылась экспозиция в рамках «Золотой карты», а галерея «Арт-Диваж» торопится показать новые вещи из фондов татарского музея. Нет, вещи, конечно, старые – 1920-х годов. Но казанский авангард в Москву еще не приезжал. Да и в Казани не показывался. По официальной выставке музея в Третьяковской галерее примерно видно, как расставлены акценты в истории искусства с точки зрения казанского ГМИИ: авангард там не на первом месте. И не на втором. Его там почти нет – в постоянной экспозиции музея ему отведено ползала или чуть больше. Фалька и Лентулова, конечно, показывают, а вот дальше… Ну не считать же Фешина авангардистом.

Все, что сейчас привезли, вынуто из запасников. Надежных и глубоких. Там оно лежит уже много десятилетий.

В эпоху борьбы с формализмом уничтожить не дали, сохранили. Так и хранят – подальше от чужих глаз.

«Арт-Диваж» показывает казанские вещи вместе с работами из частных собраний Москвы и Петеребурга.

Авангард по-казански будет АРХУМАС. Архитектурно-художественные мастерские появились на базе Казанской художественной школы в 1918 году. То же самое происходило со Строгановкой в Москве, с Академией в Петрограде. В Казани преподавали Николай Фешин, Павел Мансуров, Александра Платунова, Баки Урманче и многие другие. Сюда приезжали московские футуристы, но были тут и свои, они написали манифест «За что нас бьют»: «Мы обрываем историю и начинаем новую. У нас нет и не может быть никаких традиций…». Были тут и граверы-экспрессионисты, называвшие себя «Всадник», и ТатЛЕФ, продвигавший идею производственного искусства, и свой вариант ОСТа – «Декларация пяти».

Вот и выставка получилась эклектичная – всего понемногу. Шедевров не обнаружено, однако общий уровень нестыдный. Всегда интересно посмотреть, как одни и те же тенденции преломлялись у разных художников. Сезаннисты, лучисты, конструктивисты – все непохожие, но вместе образуют плотную шеренгу передового отряда казанского искусства.

Интересно вообще представить себе картину бытования авангардного искусства на огромной территории страны. Ведь теперь понятно уже, что в Сибири, Петрозаводске, на Урале был свой авангард – выставки, хотя бы вроде той же «Золотой карты», нет-нет, да и показывают что-нибудь неожиданное, спрятанное в далеких музейных фондах.

Впечатляющая получается картина 1920-х годов. Немного похоже на игру «Угадай мелодию».

В Москве и Питере хватало людей, поучившихся во всяких школах Ашбе и прочих мюнхенах-парижах, поглядевших хотя бы одним глазком на мировые тенденции и уловивших мелодию с нескольких нот. В меру таланта они лабали потом что-то уже свое – «на тему» — или вовсе открывали новые пути, надышавшись свободы там – в европах. Следующее поколение или следующий круг преемственности авангардных течений хватал на лету уже их ноты и быстренько примеривал к собственным «вокальным» данным. Мода авангарда распространялась вглубь России и вширь художественных масс. Очень похоже на зарождение русского рока, подобравшего аккорды к заморским хитам, чтобы сбацать что-то ни на кого не похожее. Страна такая – сначала закрывается занавесом, а потом подглядывает из-за него и мастерит свой аутентичный продукт.

И речь не о провинциализме, вторичном и упрощенном повторении модных мотивов. Казань, например, была в начале ХХ века третьим по величине городом с собственным университетом (основан в 1804 году), с художественной школой, аристократией и промышленниками, с золотым запасом России, наконец (он хранился в Казанском банке).

Довольно живым и культурным местом была нынешняя столица Татарстана. Самостоятельно мыслящих художников хватало.

Но новые идеи кружили голову вплоть до «Не ходите в музеи картин! Не портите вкуса! Искусства нет: оно будет, лишь зарождается! Долой академизм! Долой все, что создавалось до сегодня!!!» (оттуда же – из мазохистского манифеста казанских неофутуристов «За что нас бьют»). Теперь вот ходим и смотрим на обложки их манифестов и картинки. Вкус портим. С удовольствием.

«Арт-Диваж». Новая площадь, 3/4, Политехнический музей, подъезд № 2. «АРХУМАС: Казанский авангард 20-х». До 6 июня.

Новости и материалы
В Херсонской области повреждена критическая инфраструктура
В России рассказали о шансе для Европы спастись от «американской кабалы»
Верующим напомнили, как следует завершать рождественский пост
В Запорожской области повреждены несколько объектов инфраструктуры
Солдаты группировки «Север» организовали подземную школу операторов БПЛА
Губернатор Орловской области рассказал об атаке украинского дрона
Бывший полковник СБУ заявил, что каждый десятый солдат ВСУ стал дезертиром
Китай вытеснил Бельгию из тройки крупнейших поставщиков пива в Россию
Стало известно, как ракеты ATACMS «опозорились» на Украине
В Госдуме высказались о шансах на завершение конфликта на Украине в 2025 году
Заключенный в США попросил о досрочной казни
Трамп назвал большую ошибку Великобритании в Северном море
Израиль ждет согласия ХАМАС для сделки по заложникам
Снайпер рассказал о засаде, в которую попали несколько групп ВСУ на юге ДНР
В Армении арестовали бывшего заместителя главы Генштаба ВС
В США рассказали, как Маск оказался у руля мировой политики
Россиянам рассказали, опасно ли покупать подержанные шины
Глава Якутии рассказал о героическом поступке бойца после сражения с солдатом ВСУ
Все новости