Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Не ходите в музеи картин

За что били казанских неофутуристов и как испортить вкус. Об этом – на выставке «АРХУМАС: Казанский авангард 20-х».

Казанский музей изобразительных искусств опять привез в Москву выставку. Еще не закрылась экспозиция в рамках «Золотой карты», а галерея «Арт-Диваж» торопится показать новые вещи из фондов татарского музея. Нет, вещи, конечно, старые – 1920-х годов. Но казанский авангард в Москву еще не приезжал. Да и в Казани не показывался. По официальной выставке музея в Третьяковской галерее примерно видно, как расставлены акценты в истории искусства с точки зрения казанского ГМИИ: авангард там не на первом месте. И не на втором. Его там почти нет – в постоянной экспозиции музея ему отведено ползала или чуть больше. Фалька и Лентулова, конечно, показывают, а вот дальше… Ну не считать же Фешина авангардистом.

Все, что сейчас привезли, вынуто из запасников. Надежных и глубоких. Там оно лежит уже много десятилетий.

В эпоху борьбы с формализмом уничтожить не дали, сохранили. Так и хранят – подальше от чужих глаз.

«Арт-Диваж» показывает казанские вещи вместе с работами из частных собраний Москвы и Петеребурга.

Авангард по-казански будет АРХУМАС. Архитектурно-художественные мастерские появились на базе Казанской художественной школы в 1918 году. То же самое происходило со Строгановкой в Москве, с Академией в Петрограде. В Казани преподавали Николай Фешин, Павел Мансуров, Александра Платунова, Баки Урманче и многие другие. Сюда приезжали московские футуристы, но были тут и свои, они написали манифест «За что нас бьют»: «Мы обрываем историю и начинаем новую. У нас нет и не может быть никаких традиций…». Были тут и граверы-экспрессионисты, называвшие себя «Всадник», и ТатЛЕФ, продвигавший идею производственного искусства, и свой вариант ОСТа – «Декларация пяти».

Вот и выставка получилась эклектичная – всего понемногу. Шедевров не обнаружено, однако общий уровень нестыдный. Всегда интересно посмотреть, как одни и те же тенденции преломлялись у разных художников. Сезаннисты, лучисты, конструктивисты – все непохожие, но вместе образуют плотную шеренгу передового отряда казанского искусства.

Интересно вообще представить себе картину бытования авангардного искусства на огромной территории страны. Ведь теперь понятно уже, что в Сибири, Петрозаводске, на Урале был свой авангард – выставки, хотя бы вроде той же «Золотой карты», нет-нет, да и показывают что-нибудь неожиданное, спрятанное в далеких музейных фондах.

Впечатляющая получается картина 1920-х годов. Немного похоже на игру «Угадай мелодию».

В Москве и Питере хватало людей, поучившихся во всяких школах Ашбе и прочих мюнхенах-парижах, поглядевших хотя бы одним глазком на мировые тенденции и уловивших мелодию с нескольких нот. В меру таланта они лабали потом что-то уже свое – «на тему» — или вовсе открывали новые пути, надышавшись свободы там – в европах. Следующее поколение или следующий круг преемственности авангардных течений хватал на лету уже их ноты и быстренько примеривал к собственным «вокальным» данным. Мода авангарда распространялась вглубь России и вширь художественных масс. Очень похоже на зарождение русского рока, подобравшего аккорды к заморским хитам, чтобы сбацать что-то ни на кого не похожее. Страна такая – сначала закрывается занавесом, а потом подглядывает из-за него и мастерит свой аутентичный продукт.

И речь не о провинциализме, вторичном и упрощенном повторении модных мотивов. Казань, например, была в начале ХХ века третьим по величине городом с собственным университетом (основан в 1804 году), с художественной школой, аристократией и промышленниками, с золотым запасом России, наконец (он хранился в Казанском банке).

Довольно живым и культурным местом была нынешняя столица Татарстана. Самостоятельно мыслящих художников хватало.

Но новые идеи кружили голову вплоть до «Не ходите в музеи картин! Не портите вкуса! Искусства нет: оно будет, лишь зарождается! Долой академизм! Долой все, что создавалось до сегодня!!!» (оттуда же – из мазохистского манифеста казанских неофутуристов «За что нас бьют»). Теперь вот ходим и смотрим на обложки их манифестов и картинки. Вкус портим. С удовольствием.

«Арт-Диваж». Новая площадь, 3/4, Политехнический музей, подъезд № 2. «АРХУМАС: Казанский авангард 20-х». До 6 июня.

Новости и материалы
Илон Маск ответил на список невыполненных дел с обложки американского журнала
Российские хакеры опубликовали список ВИЧ-пациентов, которых могут призвать в ВСУ
Выросло число детей, госпитализированных после массового отравления в школе в Канске
Эстония лишь спустя три дня после удара «Орешника» созовет Совбез по Украине
Снижение скорости интернета может указывать на подключение чужих к Wi-Fi
Медведев опубликовал видео атаки российской гиперзвуковой ракетой «Орешник»
В Москве и Подмосковье замедлился рост цен
В православном монастыре Германии рассказали о единении русских и украинских прихожан
ВС РФ уничтожили опорный пункт ВСУ, мешавший продвижению под Купянском
Суд отклонил жалобу комика Руслана Белого на отказ в снятии статуса иноагента
Американский инвестор хочет купить взорванный «Северный поток — 2»
В Европе ответили на вопрос о капитуляции Украины при Трампе
В Киевской области произошли взрывы
Житель ДНР рассказал, как самолет ВСУ ударил по жилому дому
Экономист назвал лучший способ для борьбы с ростом цен
В США рассказали об «угрожающем сигнале» России после заявления Путина
В США выявили неизвестное вещество в водопроводах
Марочко заявил о проблемах с обеспечением у ВСУ в нескольких районах
Все новости