В пятницу стало известно, что Генпрокуратура наконец разрешила содержащейся под стражей заместителю начальника правового управления ЮКОСа Светлане Бахминой телефонные разговоры с близкими. Как заявила «Газете.Ru» адвокат Бахминой Ольга Козырева, «сегодня в изолятор поступит соответствующая бумага, еще несколько дней уйдет на всевозможные технические формальности. Бахминой уже передали карточки для телефонных переговоров, так что скоро она сможет звонить домой».
По словам адвоката, разрешение на переговоры подписал руководитель следственной группы Генпрокуратуры Михаил Туманов. Ранее неоднократные отказы на просьбы Бахминой прокуратура мотивировала тем, что телефонное общение задержанной даже с ее близкими «нецелесообразно до окончания следствия». А два дня назад Генпрокуратура заявила о завершении расследования по делу. Как сказано в официальном сообщении Генпрокуратуры, «Бахмина обвиняется в присвоении имущества на сумму свыше 9 млрд рублей организованной группой в крупном размере с использованием служебного положения», а также в уклонении от уплаты налогов с физического лица в особо крупном размере. Однако, по мнению Козыревой, на позицию прокуратуры, скореe всего, повлияли многочисленные жалобы как самой Бахминой, так и ее защиты — в том числе на имя генпрокурора Владимира Устинова.
Светлана Бахмина находится в московском СИЗО № 6 уже пятый месяц.
Она была арестована 10 декабря 2004 года по ходатайству Генпрокуратуры, следователи которой считают, что она вместе с начальником правового управления ЮКОСа Дмитрием Гололобовым присвоила значительную часть имущества и активов компании «Томскнефть». По данному факту было возбуждено уголовное дело по ст. 160 Уголовного кодекса РФ («Присвоение или растрата»).
С момента заключения Бахминой под стражу началась и история с телефонными разговорами. Несмотря на все поданные Бахминой ходатайства, общаться с детьми ей запрещали, сопровождая отказы, как говорит адвокат, «различными отговорками». От очного же общения с детьми Бахмина отказывалась, чтобы не травмировать их психику. Все это время адвокаты и правозащитники заявляли, что вообще не понимают, зачем мать малолетних детей, обвиняемую по такой статье, держат в СИЗО. 2 марта 2005 года в знак протеста над моральными издевательствами Бахмина даже объявила голодовку, но через девять дней состояние ее здоровья резко ухудшилось, у нее стали отказывать почки, и голодовку пришлось прекратить.
Сейчас Бахмина и ее адвокат знакомятся с материалами дела, после чего оно будет направлено в суд.
«Я не знаю пока, каков объем этих материалов, но думаю, что он немаленький. Я надеюсь, что до 2 июля мы успеем их прочитать», — сообщила Козырева. Напомним, что именно до этого срока Басманный суд Москвы продлил арест Бахминой, тем самым удовлетворив ходатайство прокуратуры, которая считает, что изменить меру пресечения Бахминой до окончания следствия невозможно. «А все то время, пока мы будем изучать документы, тоже считается периодом следствия», — пояснила адвокат.
По словам Ольги Козыревой, она уже подала кассационную жалобу в Мосгорсуд, потребовав отменить решение Басманного суда о продлении сроков содержания ее подзащитной под стражей «как незаконное и необоснованное». Однако надежды на то, что заключенную выпустят из СИЗО, у адвокатов совсем мало.