После бурных девяностых с их безнадежной, как казалось, безыдейностью наша страна вот уже несколько лет переживает всплеск державности. Патриотом теперь быть не то чтобы не стыдно – этого никогда не было, а не глупо. Но что в литературе может быть патриотичнее шпионского романа? Тут важна идейность, отличающая «наших разведчиков» от «ихних шпионов». Между тем работать с этим жанром по-прежнему трудно, уж очень странно выглядит наша политика, а без политики шпионские романы тоже не живут. Поэтому современность писатели предпочитают отражать через боевики, в основном на кавказские темы, и только в прошлом находят достаточную опору для описания интриг врагов России с последующим их посрамлением. Надо ли говорить, что и тут не все периоды годятся? Особенно тяжелы те годы, когда рушилась Российская империя, ведь спецслужбы наши тогда со всей очевидностью проиграли партию и внутренним, и внешним врагам.
Серия «Именем России» в первых трех романах погружает своих героев именно в эту кашу, в момент наивысшего напряжения борьбы немецкой, японской и русской разведок. Колосса попытались развалить изнутри, и это удалось. Кто виноват? Где были гении отечественного сыска и не менее гениальные разведчики? Ответ ищут Олег Вакуловский и Ольга Демина, по профессии тележурналисты.
А поскольку важнейшим из искусств для нас сегодня является телесериал, то ларчик открывается просто: телесериалу быть, а сперва быть вдобавок к уже вышедшим трем книгам еще пяти, в которых герои продолжат свои шпионские игры аж до 1953 года.
Но сериал – в будущем, а сегодня перед читателем книги.
Сюжет, как и положено, лихо закручен. С самого начала в тексте появляется тема зарождающейся отечественной авиации, появляются фамилии Сикорского и Туполева. Секретными чертежами интересуются все, а за предателями-продавцами стоят, конечно же, большевики. Но и среди них есть порядочные люди – конечно, иначе после 1917 года герои заняли бы не слишком патриотичную позицию. Вымышленные персонажи тесно взаимодействуют с множеством реальных лиц, значимых для того времени. Но особое, пожалуй, внимание уделено таким фамилиям, как Гюрджиев, Бадмаев, и, конечно же, Блюмкин. Тибетская мистика, секретные экспедиции ГПУ – этих тем, которыми обычно интересуются только фантасты, авторы тоже не испугались.
Ну и, конечно, множество красавиц всевозможных политических убеждений – какие без них могут быть шпионские страсти, не говоря о телесериале? О красавцах и говорить нечего, других на такую работу просто не берут.
В общем, все как полагается. Навязчивой русскостью теперь тоже никого не удивишь, и враги России не устают нахваливать русскую кухню, русских женщин, русскую щедрость, русские просторы, русскую разведку, русскую душу, что там еще… Так полагается. Вакуловский в проекте более отвечает за шпионские интриги, Демина – за «человеческие линии». Это Бонд может менять бабца в каждой серии, а наши герои морально устойчивы, у них все по любви и на всю жизнь, разве что овдовеют. Сюрпризов в тексте приблизительно ноль, да и глупо было бы их там искать.
Возможно, знатокам истории будет интересно ознакомиться со взглядом авторов на скрытые пружины истории, на оценку действий конкретных исторических лиц, но в целом расстановка привычная: глупые, зажравшиеся верхи привели к гибели здоровое, чистое да честное имперское тело. Помогли им в этом иностранные шпионы и предатели-большевики, по сути – западники, а пассивно способствовали «олигархи», всякого рода спекулянты-сахарозаводчики. Образ врага очерчен, но ведь он очерчен давно. А собственно текст литературными изысками не балует, упор сделан на повествование и диалоги – ведь по сути перед нами сценарий.
Олег Вакуловский, Ольга Демина. Серия «Именем России»: «Княжье дело», «Русская кровь», «Угол атаки». «Алгоритм». ЭКСМО, 2004.