Четвертые сутки в Красноярске ищут пятерых школьников, пропавших в минувшую субботу. По данным правоохранительных органов, поиски, в которых задействованы уже более 350 сотрудников милиции и прокуратуры, ведутся круглосуточно. Ориентировки на 12-летнего Александра Лавренова, 11-летних Максима Тауманова и Сафара Алиева, а также 10-летних Галаша Мамедгасанова и Дмитрия Макарова разосланы во все районы края. Фотографии детей расклеены на автозаправках, вокзалах и остановках автобусов. В четверг работники УВД на транспорте провели рейды в электричках. Уже проверены подвалы и чердаки Ленинского района, дачи в пригороде Красноярска поселке Березовка, городе Сосновоборске. Однако пока пятерых школьников ни милиции, ни членам азербайджанской диаспоры, которая также подключилась к поискам, обнаружить не удалось.
Прокуратура Ленинского района возбудила уголовное дело по ч. 2 ст. 122 УК РФ (похищение двух и более несовершеннолетних), однако следователи до сих пор не могут точно сказать – были дети похищены или просто сбежали из дома в поисках приключений.
Следствие осложняется тем, что в деле практически нет свидетелей. Сейчас известен лишь один очевидец – 8-летний мальчик. По словам старшего помощника прокурора Красноярского края Елены Пимоненко, он утверждает, что школьников увезли на черном автомобиле без номеров, после того как их «припугнули из машины автоматом и даже выстрелили». Но, по словам сотрудников милиции, показания ребенка постоянно меняются.
Родители пропавших одноклассников твердо уверены, что они похищены – и в истерике заявляют, что неизвестные преступники украли мальчиков «на органы» — для преступной трансплантологии. «Наши дети даже дорогу боялись перейти», — утверждают они. В отчаянии несколько родственников обратились за помощью к некой гадалке, которая подтвердила им, что «детей украли».
Директор средней школы № 50 Галина Верейкина также считает, что ученики стали жертвами похитителей. По словам учителей, среди пропавших школьников лишь один был «проблемным»: это ученик 3 «А» класса Дмитрий Макаров, который и раньше убегал из дома.
В среду в школе были отменены все уроки. Преподаватели рассказывали школьникам, как правильно себя вести с незнакомыми людьми. А следователи прокуратуры Ленинского района беседовали с учителями и одноклассниками пропавших, по одному запуская их в кабинет.
Но с каждым днем милиция все больше склоняется к версии побега.
В среду утром с родителями пропавших встретился начальник ГУВД Красноярского края Александр Горовой. По его словам, версия о похищении основной уже не является. Горовой отметил, что у сотрудников ГУВД есть информация, что детей видели в разных районах Красноярска. Например, по некоторым данным, в субботу дети собирали цветной лом и сдали его в ближайший пункт приема – а потом уехали на автобусе. На следующий день всех пятерых, возможно, видели в одном из залов игровых автоматов в Советском районе – по фотографиям мальчиков опознал охранник и оператор зала. Кроме того, в четверг билетный кассир платформы Октябрьская Красноярской железной дороги, увидев фотографии мальчиков в теленовостях, сообщила, что двое из них в субботу пытались купить у нее билет на электричку.
Как заявила «Газете.Ru» помощник прокурора края Елена Пимоненко, «рабочими по прежнему остаются две главные версии, но доминирует та, что дети решили пожить самостоятельно на какой-либо заброшенной даче близ Красноярска».
По ее словам, эта версия появилась после дополнительных бесед с одноклассниками пропавших. По признанию одного из них, оказалось, что на переменах дети не раз говорили о том, что «надо сбежать из дома на чью-нибудь дачу и пожить там, собирая и сдавая металлический лом для того, чтобы были деньги на питание». Однако осмотр многих дач в пригородах Красноярска пока не принес результатов.
Кстати, психологи тоже подтверждают, что мальчики могли сбежать из дома, и не будучи хулиганами. Завкафедрой клинической психологии красноярского госуниверситета Вадим Кожевников заявил: «Именно в этом возрасте даже самым прилежным детям хочется совершить побег. Это совершенно типично. Дети только начинают открывать для себя мир, очень активны, — и чтобы реализовать свой импульс, начинают странствовать».