В среду президент России Владимир Путин и патриарх Московский и всея Руси Алексий II поздравили Бенедикта XVI в с избранием папой римским. В президентском поздравлении, в частности, говорится: «Россия настроена на продолжение конструктивного политического диалога и взаимодействия со святым престолом в интересах решения глобальных проблем, укрепления ценностей добра, справедливости и гуманизма».
Как будут теперь развиваться взаимоотношения католической и русской православной церквей, волнует многих.
И если в оценках фигуры Йозефа Ратцингера на посту папы римского многие сходятся, то о том, как его назначение скажется на католическо-православном диалоге, специалисты поспорили.
По мнению православных теологов, с приходом Ратцингера ситуация изменится к лучшему. И даже то, что он консерватор и традиционалист, улучшит отношения. Как заявил «Газете.Ru» настоятель храма во имя Царя-Мученика Николая II протоиерей Михаил Ардов, он «рад избранию кардинала Йозефа Ратцингера папой римским. Его консерватизм говорит о том, что не будет продолжено ужасное дело второго Ватиканского собора, когда в определенных случаях католики по разнузданности обгоняют некоторых протестантов. Это значит, что разложение в католической церкви не будет столь безобразным».
Ардова также радует то обстоятельство, что «новый папа, судя по его высказываниям, не считает православные церкви церквами-сестрами. Это тоже очень хорошо. Это значит, что экуменизм, к которому я отношусь как к грядущей религии антихриста, тоже не будет развиваться».
«Я двояко отношусь к деятельности папы римского, — говорит протоиерей. — С одной стороны, он (Иоанн Павел II. — «Газета.Ru») вовремя оказался на своем месте как папа-антикоммунист. Его деятельность имела и неприятный аспект – не надо папе римскому ходить в синагогу, не надо ходить в мечеть. Надо сидеть в костеле и молиться Богу».
Самое забавное в этом, что теперь римскую церковь возглавляет человек по фамилии Ратцингер, а русскую православную церковь – человек по фамилии Ридигер. Они как Добчинский и Бобчинский», — подытожил Ардов.
Похожую позицию занимает и профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев. Он заявил, что кардинал Йозеф Ратцингер «был мозгом Ватикана по меньшей мере последние 10 лет: как декан коллегии кардиналов и глава конгрегации по вопросам вероучения он в значительной степени вырабатывал богословские координаты папской политики». По мнению Кураева, Иоанн Павел II был тихим подпольным консерватором, на словах преданный курсу второго Ватиканского собора на обновление жизни католической церкви, а в действительности стремившийся сдержать темп реформ и сохранить традиционные устои Римско-католической церкви. Его интеллектуальной опорой был как раз кардинал Ратцингер», — считает Кураев.
Религиоведы же считают, что с приходом Ратцингера проблем в православно-католических отношениях станет только больше.
По мнению руководителя Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максима Шевченко, «Ратцингер не просто продолжит дело Иоанна Павла II, миссионерский напор которого на этом фоне покажется незначительным. Он усилит агрессию в отношении России. Кроме того, он немец, поэтому его избрание можно рассматривать как возможность прямого диалога с Путиным как известным германофилом».
Как считает Шевченко, теперь католики активизируют давление на российскую элиту. «Усилится поток наших вельмож в Рим, где они будут целовать руку папе и млеть от восторга, что их пускают пить чай и беседовать с такой мощной фигурой. Рим активизирует переговоры с Московской патриархией якобы на основе традиционализма. Но основной целью всего этого станет ангажирование как можно большего числа влиятельных людей в светской среде и среди духовенства для пробивания визита папы в Москву», — считает Шевченко.
«В России забывают, что на протяжении последних почти ста лет Рим действовал по отношению к России в контексте так называемых фатимских пророчеств, ключевой момент которых в том, что Россия, пройдя через страдания и муки, придет к Святому престолу, припадет и воссоединится со скорбящим сердцем Святого отца».
«Для светских, мирских людей, которые мыслят только в рамках политических спекуляций, – это, конечно, не имеет никакого значения, — утверждает Шевченко. — Но Ратцингер, который считает, что фатимское прочество есть главный проект, данный Богом католической церкви в XX--XXI веках, безусловно, сделает все, чтобы так или иначе считать Россию если не присоединенной де-факто, то хотя бы посвященной. Весь мир является католическим на условной карте. И не важно, живут там католики, православные или протестанты, он является католическим де-факто, а де-юре можно отложить и до Страшного суда. Так что нам есть о чем задуматься», — подытожил Шевченко.
По мнению психологов, Ратцингер — человек жесткой и даже фанатичной позиции и очень четких бескомпромиссных взглядов.
«Он, как известно, из семьи полицейского, иначе говоря, человека, выполняющего охранительную функцию. Очевидно, что рисунок семейной жизни сильно отпечатывается на ребенке. В их семье охранительная функция была очень важна. Эту функцию можно было проецировать на религию и государство. Ратцингеру нужно было выбирать одно из этих двух. Именно поэтому был выбран «Гитлерюгенд». Сын пошел по пути отца – служителя общества и цепного пса. Но в итоге разочаровался в светском государстве вообще и в полицейских функциях в частности. Оставалось быть ревнителем не внешнего, а внутреннего, то есть души, и он занялся церковной карьерой. Интересно, что диссертацию Ратцингер писал по блаженному Августину, теологу, известному изречением: «Лучше сжечь еретиков живьем, чем дать им коснеть в заблуждениях». Очевидно, что предмет для диссертации был выбран близкий по духу.
Ратцингер считает, что цивилизация сбилась с пути и остановить ее может только вера. Радикализм в государстве оказался ему не близок и напугал его. А как радикальный политик от церкви такой человек займет жесткую позицию и вряд ли будет играть в игрушки», — пояснил «Газете.Ru» специалист-психолог.