Домодедовский городской суд вынес обвинительный приговор двум фигурантам дела о терактах на самолетах Ту-134 и Ту-154 в августе 2004 года. Сотрудника авиакомпании «Сибирь» 23-летнего Николая Коренкова и билетного спекулянта 35-летнего Армена Арутюняна приговорили к 1,5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.
Судебный процесс прошел в рекордно короткие сроки: во вторник 12 апреля начались слушания по существу, а уже в пятницу 15 апреля был вынесен приговор.
Оба подсудимых обвинялись в коммерческом подкупе (ч. 1 и 3 ст. 204 УК РФ). На начальном этапе следствия Коренков и Арутюнян также обвинялись в пособничестве терроризму (ст. 205 УК РФ), но за месяц до суда это обвинение было снято. Максимальное наказание, которое грозило Коренкову и Арутюняну, – 3 и 2 года лишения свободы соответственно. Однако гособвинитель потребовал для Коренкова наказания в 2 года 3 месяца лишения свободы в колонии общего режима, для Арутюняна 1 год и 8 месяцев в колонии-поселении.
Во время суда Армен Арутюнян полностью признал свою вину. Он рассказал, что 24 августа 2004 года у касс авиакомпании «Сибирь» (аэропорт Домодедово) он заметил двух девушек кавказской внешности. Одна из них (Сацита Джебирханова) подошла к кассе и попросила выписать ей билет на рейс Москва–Сочи. Девушке отказали, так как регистрация на рейс была закончена. Арутюнян подошел к Джебирхановой и предложил ей помочь в приобретении билета за 2 тыс. рублей. Джебирханова стала торговаться, но потом согласилась и передала ему деньги и паспорт. Арутюнян приобрел билет и подошел к Коренкову. «Он посмотрел на билет и поставил штамп о допуске на самолет и затем передал документы агенту компании», – сказал Арутюнян. Но Джебирханова неожиданно вернулась и сказала, что ее не допускают. По словам Арутюняна, он посоветовал ей еще раз пройти регистрацию, после чего она ушла и больше не возвращалась.
Через некоторое время к спекулянту подошла Аманат Нагаева и попросила приобрести ей билет на рейс Москва–Волгоград. Но Нагаеву тоже не пустили на рейс, и она попросила Арутюняна поменять ей билет до Санкт-Петербурга или Ростова. «Я сказал, что это разные направления, и она согласилась обменять билет на более поздний рейс до Волгограда», – рассказал Арутюнян.
В обвинительном заключении говорится, что с обеих девушек Армен Арутюнян взял в общей сложности 5 тыс. рублей, из которых 1 тыс. передал сотруднику «Сибири» Коренкову. «Действуя с умыслом на получение денег, Коренков, используя свое служебное положение, поставил на билете отметку с принятием Джебирхановой на рейс Москва–Сочи 24 августа вечером», – отмечалось в обвинительном заключении.
Около 23.00 24 августа 2004 года Ту-134 и Ту-154 были одновременно взорваны террористками-смертницами. Погибли все, кто находился на борту, — 90 человек.
В отличие от Арутюняна, Николай Коренков заявил, что «сомневается в своей виновности». «Я не продавал билеты террористам», — сказал он на слушаниях. При этом защита Коренкова настаивала на полном оправдании подзащитного, потому что «у него не было преступного умысла». Защита отрицала и факт коммерческого подкупа, так как «1 тыс. рублей он воспринимал как чаевые», — сообщил «Газете.Ru» адвокат Вячеслав Фролов.
Выслушав обе стороны, судья Наталья Мишина признала вину в коммерческом подкупе и приговорила обоих подсудимых к полутора годам лишения свободы в колонии-поселении.
Смягчающими обстоятельствами оказались наличие у Коренкова больных родителей, а у Аратюняна – несовершеннолетней дочери. Кроме того, судом было принято во внимание деятельное раскаяние подсудимых.
Гособвинитель Камиль Кашаев заявил, что удовлетворен вынесенным приговором, а адвокаты подсудимых — нет, хотя обжаловать его они пока не собираются. «У меня нет особого желаний обжаловать приговор, — сообщил «Газете. Ru» после заседания адвокат Армена Арутюняна Николай Шустров. – Однако я остаюсь при мнении, что для такой статьи это слишком суровый приговор. В России ни одного человека еще не приговорили по ней к лишению свободы. Я думаю, здесь сыграла свою роль шумиха, поднятая вокруг процесса».
«Вопрос об обжаловании приговора пока не решен, мне надо посоветоваться с подзащитным, — рассказал «Газете.Ru» адвокат Коренкова Вячеслав Фролов. — Я понимаю и суд и обвинение, поскольку все это происходило на фоне терракта». Фролов также считает, что во время вынесения приговора главную роль сыграл большой общественные резонанс: «Властям необходимо было найти виновников и примерно их наказать».
Из срока наказания подсудимых будут вычтены 8 месяцев, которые они провели в СИЗО Каширы. После приговора Коренков и Арутюнян были доставлены в следственный изолятор, где будут ждать отправки в колонию.
Их адвокаты уверены, что Коренков и Арутюнян очень скоро выйдут на свободу.
«У них уже есть право на условно-досрочное освобождение, так как они отбыли более трети срока», — сказал адвокат Фролов, но подчеркнул, что об этом можно будет говорить лишь после вступления приговора в силу. Вместе с тем, защита сомневается, что осужденные могут быть амнистированы в честь 60-летия Победы.