В среду Федеральная антимонопольная служба официально распространила информацию, что накануне, 12 апреля, принято решение отказать немецкому концерну Siemens в приобретении 73,463% акций ОАО «Силовые машины».
Мнения о том, насколько предсказуемым было решение антимонопольщиков, на рынке резко разделились. Ирина Ложкина из ИК «Проспект» считает, что такой исход дела был вполне прогнозируем. Марина Алексеенкова, представляющая ИК «Ренессанс Капитал», полагает, что вердикт ФАС неожиданен, особенно в свете последних заявлений руководителей Минпромэнерго и Минэкономразвития Виктора Христенко и Германа Грефа. Оба они еще на прошлой неделе заявляли о возможности и даже желательности приобретения пакета «Силовых машин» немецким концерном. По мнению Марины Алексеенковой, пятничное выступление Христенко, заявившего о возможном сокращении пакета продаваемых немецкой компании акций «Силовых машин», было воспринято рынком как добрый знак – компромисс между интересами государства и западных инвесторов будет достигнут.
По формальным основаниям, безусловно, права Ирина Ложкина.
Дело в том, что в запросе содержалось предложение о покупке 73,463% акций ОАО «Силовые машины», а такая сделка была невозможна — что публично признали на прошлой неделе как депутаты, так и упомянутые выше правительственные чиновники.
Так что отказ ФАС был предрешен независимо от того, куда завели бы стороны дальнейшие переговоры. Если бы «Силовые машины», Siemens, Кремль и Белый дом сошлись на том, что предметом сделки станет меньший пакет, немцам пришлось бы писать новый запрос, а работа ФАС началась бы по-новой.
Но похоже, что Греф и Христенко переоценили лоббистские возможности концерна.
Судя по формулировке, которую содержит отказ, рассчитывать немцам больше не на что. Формально ходатайство отклонено на основании п. 4 ст. 18 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в связи с тем, что реализация данной сделки приведет к ограничению конкуренции на рынках энергетического оборудования.
ФАС усмотрела угрозу монополизации в том, что обе компании производят энергетическое оборудование всех типов и являются конкурентами на российском и мировом рынках энергетического машиностроения.
Бизнес-директор компании «Развитие бизнес-систем» Александр Либеров заявил «Газете.Ru»: «Решение ФАС в своей мотивировочной части представляется абсурдным». Сам эксперт не понимает, в чем состоит угроза монополизации рынка при этой сделке.
Угроза является скорее гипотетической, но она все же есть. Сейчас у «Силовых машин» 14% рынка оборудования внутри страны, и к тому же они с немецким концерном конкурируют на таких крупных азиатских рынках, как Индия и Китай. При этом оборудование, которое производят компании, во многом аналогично, хотя, конечно, российское менее прогрессивное, но более дешевое (потому в Китае и Индии предпочитают именно его). Очевидно, что у немецкого концерна после приобретения столь значительного пакета появится возможность отказаться от такого «дублирования» и снять с производства более дешевое российское оборудование, что приведет к росту цен как внутри страны, так и на внешних рынках.
Тем не менее эти гипотетические возможности явно не смущали российское правительство, которое в последние полгода активно обсуждало сделку, раз переговоры зашли так далеко. Ирина Ложкина и Александр Либеров считают, что решение это — политическое, и обращают внимание на то, что ФАС до последнего момента молчала, хотя могла объявить о своем решении гораздо раньше. Эксперты убеждены, что визит Владимира Путина в Германию и переговоры на высшем уровне не случайно совпали по времени с этим решением.
В том, что переговоры продолжать бессмысленно и решение окончательное, судя по тональности заявления, уверены и в самом концерне. «Siemens воспринимает решение ФАС с сожалением, но будет и впредь расширять свою деятельность в России, предлагать свое уникальное оборудование, в том числе для модернизации российской энергетики», — сказано в документе.
Александр Либеров считает: «Очевидно, что отказ не мог быть вынесен без некоторых компенсационных уступок немцам. В противном случае все разговоры о беспокойстве и озабоченности инвестиционным климатом в стране представляются лукавством». Александр Либеров предполагает, «что на переговорах первых лиц наших государств в Ганновере в качестве отступного немцам было обещано сотрудничество (на устраивающих их условиях) с будущим собственником «Силовых машин»», которым, по мнению эксперта, скорее всего, станет «Базовый элемент».
Когда Олег Дерипаска проявил интерес к активу, уже шли переговоры «Интерроса» (основного владельца «Силовых машин») с немцами. «Интеррос» пока не заявил о возможности возобновления переговоров с Дерипаской, в то время как «Базэл» уже высказался по данному вопросу.
«Российская компания «Базовый элемент» начнет переговоры с акционерами ОАО «Силовые машины» в случае одобрения ФАС заявки на приобретение контрольного пакета», — заявили в среду в компании.